Домой Виза Великие мореплаватели и их открытия. Кто самый известный мореплаватель мира? Известные мореплаватели и их открытия кратко

Великие мореплаватели и их открытия. Кто самый известный мореплаватель мира? Известные мореплаватели и их открытия кратко

Все, что мы сейчас знаем, было когда-то открыто людьми – первопроходцами. Некоторые впервые переплыли океан и нашли новую землю, кто-то стал первооткрывателем космоса, кто-то погружался в батискафе в самую глубокую в мире впадину первым. Благодаря десяти нижеприведенным первопроходцам сегодня мы знаем мир таким, каков он есть на самом деле.

  • Лейф Эриксон/Leifur Eiriksson – первый европеец исландского происхождения, который по утверждению некоторых ученных первым посетил континент Северная Америка. Приблизительно в XI веке этот скандинавский моряк сбился с курса и причалил на каком-то берегу, который позже назвал «Винленд». Документально, конечно же, нет никаких подтверждений о том, в какой именно части Северной Америки он причалил. Некоторые ученые археологи утверждают, что им удалось обнаружить в Ньюфаунленде, в Канаде, поселения викингов.
  • Сакаджавия, или Сакагавея/Sakakawea, Sacajawea – девушка индейского происхождения, на которую полностью полагались Мэривэзер Льюис и его напарник Вильям Кларк во время своей экспедиции, путь которой пролегал через весь американский континент. Девушка прошла с этими исследователями более 6473 километров. Вдобавок ко всему у девушки на руках был новорожденный младенец. Во время этого путешествия в 1805 году Сакагавея нашла своего потерянного брата. Упоминается девушка в фильме «Ночь в музее» и «Ночь в музее 2».

  • Христофор Колумб/Christopher Columbus – мореплаватель испанского происхождения, который открыл Америку, но из-за того, что он и его экспедиция искали морской путь в Индию, Христофор считал, что открытые им земли – индийские. В 1492 году его экспедиция открыла Багамские острова, Кубу и ряд других островов Карибского бассейна. Отправился впервые в плавание Христофор в 13 лет.

  • Америко Веспучи/Amerigo Vespucci – человек, в честь которого и был назван континент Америка. Хоть и по сути Колумб сделал это открытие, документально подтвердил «находку» именно Америко Веспучи. В 1502 году он обследовал берега Южной Америки, и именно тогда к нему пришла заслуженная слава и почет.

  • Джеймс Кук/James Cook – капитан, сумевший проплыть в южные воды гораздо дальше, чем кто-либо из его современников. Куку принадлежит доказанный факт о ложности северного пути через Арктику из Атлантического океана в Тихий. Известно, что капитан Джеймс Кук совершил 2 кругосветные экспедиции, нанес на карту острова в Тихом океане, а также Австралию, за что впоследствии он был съеден аборигенами. Вот так благодарность.

  • Вильям Биб/William Beebe – исследователь естествоиспытатель двадцатого века. В 1934 году он спустился на 922 метра на батисфере и поведал людям, что «мир под водой не менее странен, чем на другой планете». Хотя откуда ему знать как живется на других планетах?

  • Чак Йегер/Chuck Yeager – генерал ВВС США. В 1947 году первый преодолел звуковой барьер. В 1952 году Чак пролетел со скоростью, которая превышает скорость звука вдвое. Чак Йегер помимо установления рекордов скорости был тренером пилотов таких космических программ как Apollo, Gemini и Mercury.

  • Луиза Арне Бойд/Louise Boyd известная миру также под прозвищем «Ледяная женщина». Получила это прозвище благодаря своим исследованиям Гренландии. В 1955 году она пролетела над Северным полюсом и была первой из женщин, которая сделала это на самолете. На ее счету также открытие подводной горной цепи в Северном Ледовитом океане.

  • Юрий Гагарин/Yuri Gagarin – 12 апреля 1961 года первым из всех людей, живущих на нашей планете, оказался в космосе. Его первый полет длился целых 108 минут. Это было настоящее достижение в космонавтике.

  • Анушен Ансари/Anousheh Ansari - первая женщина космический турист. Свой полет она совершила в сентябре 2006 года. К ее достижениям можно добавить и то, что она первая из всех кто бывал на орбите, вела блог в интернете из космоса.

Христофор Колумб.

Это было 500 лет назад. Европейские мореплаватели искали путь в страну сказочных богатств – Индию. Самые отважные из них отправлялись в опасные плавания по неизведанным морям и океанам.

Летом 1492 года адмирал Колумб отдал команду поднять паруса, и каравеллы «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария» отплыли из Испании. Началось знаменитое путешествие через Атлантический океан – «Море Мрака». На семидесятый день плавания с мачты каравеллы «Пинта» раздался крик матроса: «Земля! Вижу землю!» Так была открыта Америка.

Христофор Колумб не знал, что открыл новую часть света. До конца своей жизни он верил, что доплыл до Индии.

Фернан Магеллан.

Первое кругосветное путешествие совершил мореход из Португалии – Фернан Магеллан. Осенью 1519 года испанская флотилия под командованием Магеллана двинулась в путь. Через Атлантический океан, через пролив в Южной Америке, корабли вышли на просторы Тихого океана. Четыре месяца, страдая от жажды и голода, плыли путешественники по безбрежным водам Великого океана и, наконец, достигли неизвестных островов.

Много потерь понесла экспедиция. И среди этих потерь – смерть адмирала Магеллана. На единственном уцелевшем корабле «Виктория» путешественники продолжали плавание. 6 сентября 1522 года, истерзанный бурями, корабль вернулся в Испанию. На его борту было всего семнадцать человек. Так окончилось первое в истории мореплавания кругосветное путешествие.

Виллем Баренц.

Голландский мореплаватель Виллем Баренц был одним из первых исследователей Арктики. В 1596 году во время третьего плавания в северных морях, корабль Баренца затёрло льдами у острова Новая Земля. Морякам пришлось покинуть корабль и готовиться к зимовке. Из брёвен и корабельных досок они построили дом. В этом жилище путешественники провели долгую полярную зиму. Терпели и голод, и холод … Наступило долгожданное лето. Корабль по-прежнему находился в ледовом плену. И мореплаватели решили добираться домой на шлюпках. Случайная встреча с русскими мореходами – поморами спасли голландцев от гибели. Но среди спасённых уже не было Виллема Баренца. Мореплаватель умер на пути к родине, в море, которое потом назовут Баренцевым.

Витус Беринг.

4 июня 1741 года два русских корабля под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова отправились в плавание по Тихому океану. Им было поручено найти морской путь из камчатки в Америку.

Путешествие было тяжелым. Корабль Чирикова, после многих месяцев скитаний по морю, вернулся на Камчатку. Беринг продолжал плавание один. В июле 1741 года Беринг достиг берегов Америки. На обратном пути он открыл много островов. Удача радовала капитана. Но на корабле кончилась пресная вода и продовольствие. Болели матросы. Тяжело заболел цингой и сам Беринг. У неизвестного острова в шторм корабль выбросило на берег. На этом острове матросы похоронили командора. Теперь остров носит имя Беринга. Именем знаменитого капитана названо море и пролив между Азией и Америкой,по которым он прошёл.

Джеймс Кук.

Джеймс Кук начал плавать на кораблях еще мальчишкой – юнгой. Прошло время, и Кук стал капитаном корабля. В 1768 году на корабле «Эндевер» капитан Кук вышел в своё первое кругосветное путешествие. На родину – в Англию он вернулся только через три года. Скоро Джеймс Кук отправился в новое плавание, чтобы найти загадочную «Южную землю». «Южную землю» он так и не нашел, но открыл множество островов в Тихом океане. Корабли Кука плавали под палящим солнцем экватора, и среди льдов полярных морей. Джеймс Кук был первым, кто трижды совершил путешествие вокруг Земли.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Летом 1819 года из Кронштадта в дальнее плавание ушли два шлюпа – «Восток» и «Мирный». Кораблями командовали выдающиеся моряки русского флота Фаддей Беллинсгаузени Михаил Лазарев. Преодолев огромное расстояние, русские корабли вошли в холодные антарктические воды. Всё чаще встречались на их пути айсберги. Плавание становилось опасным. Столкнётся корабль с ледяной горой – не сдобровать. Но отважные капитаны вели корабли к цели. И вот мореплаватели увидели берег. Берег таинственной «Южной земли» - Антарктиды. Шестая часть света была открыта. Это совершили русские моряки. Теперь именами Беллинсгаузена и Лазарева названы моря. Две советские научные антарктические станции носят названия славных кораблей – «Востока» и «Мирного».

Н.Н. Миклухо-Маклай.

В 1871 году корвет «Витязь» доставил на остров Новая Гвинея путешественника Миклухо-Маклая. Здесь ему предстояло прожить долгое время, изучать жизнь обитателей острова – папуасов. Эти темнокожие люди жили, как во времена каменного века. И вот корабль отплыл, а русский путешественник остался на берегу. Враждебно встретили папуасы гостя. Но Миклухо-Маклай добротой и смелостью завоевал доверие гвинейцев и стал их верным другом. Учёный восхищался их трудолюбием и честностью. Учил папуасов пользоваться инструментами из железа, подарил им семена полезных растений. Миклухо-Маклай не раз приезжал на Новую Гвинею. Память о великом русском путешественнике до сих пор жива на далёком острове.

Тур Хейердал.

Бывает, и в наше время люди отправляются в путешествия на старинных судах. Такие путешествия совершил норвежский учёный Тур Хейердал.

В Южной Америке высятся древние пирамиды. Они очень похожи на египетские пирамиды, которые стоят по другую сторону океана. Случайно ли это? Может быть, люди плавали с одного материка на другой ещё 5000 лет назад? Тур Хейердал решил проверить это. Он построил в Египте лодку из травянистого растения – папируса, как строилив древности, и назвал её – «Ра». На этом кораблике Хейердал вместе с друзьями переплыл Атлантический океан. Первый раз он пересек половину Тихого океана на плоту «Кон-Тики». Недавно Хейердал совершил ещё одно удивительное путешествие на тростниковом судне «Тигрис». Во всех путешествиях Тура Хейердала принимали участие представители разных стран. Среди них был и русский учёный Юрий Сенкевич.

    Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

    Короли Нуменора (англ. Kings of Númenor) в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина мужчины дунэдайн, правившие островным государством Нуменор (на вестроне Вестернесс). Ниже перечислены двадцать три правителя Нуменора, включая одного узурпатора… … Википедия

    Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В 5 Г … Википедия

    В легендариуме Дж. Р. Р. Толкина описано множество войн и сражений, происходивших в землях Амана, Белерианда, Нуменора и Средиземья. Они описаны в таких книгах, как «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелина колец», «Неоконченные сказания»… … Википедия

    ЗОСИМА И САВВАТИЙ - Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Одиссея (значения). Одиссей и Калипсо «Одиссея» (др. греч … Википедия

    Действительный тайный советник, сибирский губернатор, писатель (1682 1780 гг.). Род. в Москве и происходил из старинной, дворянской фамилии. Отец его, Иван Афанасьевич Больший, был стольником и владел всего лишь 22 дворами крестьян; тем не менее… …

    Капитан 1 ранга, известный путешественник вокруг света, второй сын писателя Августа фон Коцебу, род. в Ревеле 19 декабря 1788 г., ум. там же 3 февраля 1846 г. 10 мая 1796 г. определен в сухопутный (ныне 1 й) корпус кадетом; в 1803 г. поступил… … Большая биографическая энциклопедия

    Атлантика - (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

    Остров Мадейра порт. Ilha da Madeira … Википедия

Книги

  • , Суворов , Шестая часть справочника морских чинов включает в себя послужные списки офицеров российского императорского флота, начавших службу в царствование Павла I, расположенных в алфавитном порядке.… Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Общий Морской список Часть VI. Царствоване Павла I и царствование Александра I. А-Г , Суворов , Шестая часть справочника морских чинов включает в себя послужные списки офицеров российского императорского флота, начавших службу в царствование Павла I, расположенных в алфавитном порядке.… Серия: Издатель:

Временем первооткрывателей новых земель для европейцев стали конец пятнадцатого, шестнадцатый и семнадцатый века. Самые любознательные и непоседливые люди сгруппировались по трём странам: Португалии, Испании и России.

Важнейшие открытия двух столетий

В конце восьмидесятых годов пятнадцатого века великие мореплаватели из Португалии уже обшарили и западное, и южное побережье далёкой Африки, в 1492 году Христофор Колумб доплыл до Багамских, Малых Антильских островов и открыл Америку, и 1497 год тоже стал важным для географических открытий: Васко да Гама обнаружил морской путь в Индию, обогнув Африканский континент. А в 1498 году Колумб, Веспуччи и Омеха стали первооткрывателями Южной Америки, которую они в течение пяти лет изучали, а также Центральную Америку.

Русские великие мореплаватели исследовали в основном Северный Ледовитый океан. Они обошли всю огромную северную Азию, открыли и Таймыр, доказали, что Америка не является продолжением Азии, выйдя из Северного Ледовитого в Тихий океан через Берингов пролив. Эту экспедицию возглавлял великий русский мореплаватель С. Дежнёв, а также Ф. Попов. С 1735 года Харитон и Дмитрий Лаптевы путешествовали по сибирским морям, одно из которых впоследствии было названо их фамилией. Имена великих мореплавателей обычно присутствуют на карте, ими составленной.

Голландец В. Баренц обошёл Новую Землю и Шпицберген. Англичанин Г. Гудзон с соратниками открыл Гренландию, Баффинову Землю, полуостров Лабрадор, Француз С. Шампилен открыл северные Аппалачи и все пять североамериканских Испанец побывал в Новой Гвинее. Голландцы В. Янсзон и А. Тасман нанесли на карту Австралию, Тасманию и острова Новой Зеландии.

Кое-что о Колумбе

Загадочным человеком остался для потомков Фото, естественно, не изобрели ещё. Но остались портреты. На них мы видим человека с мудрым взглядом и, казалось бы, далёкого от всякого авантюризма. Вся личность и полная треволнений судьба Христофора Колумба неоднозначны, туманны, об этом можно написать роман-эпопею, и даже там не вместить все перипетии его жизненного пути.

По одной из множества версий, он родился на острове Корсика в 1451 году. На эту тему до сих пор длятся ожесточённые учёные споры: шесть городов Италии и Испании клянутся, что именно там родина Колумба.

Вся его жизнь - легенда. Ясно одно - жил он в Лиссабоне, а перед этим много ходил на кораблях по Средиземному морю. Оттуда, из Португалии, и начались самые главные путешествия Колумба, которых ещё не совершили самые великие мореплаватели мира.

Остров Куба и другие

В 1492 он ступил на остров Куба. Там Колумб нашёл один из самых культурных народов Латинской Америки, построивший огромные здания, ваявший красивые статуи, выращивавший уже знакомый Европе хлопок и совсем неизвестные картофель и табак, которые потом завоевали весь мир. До сих пор на этом острове день рождения Христофора Колумба - национальный праздник.

Первопроходец тропической полосы Атлантики, первым проникший в Карибское море, открывший Южную Америку и перешейки Центральной, нанёсший на карты Багамский архипелаг, Малые и Большие Антильские Карибского моря, остров Тринидад, - это всё Христофор Колумб. Фото же обнаруживает красивого мужчину, спокойно взирающего с портрета, без малейшего следа треволнений на лице.

Пусть европейцы утверждают, что в Северную Америку до Колумба путь был проторён викингами из Исландии с одиннадцатого века. В Средневековье идти морем через океан и в десятый раз - невероятно трудно и опасно. И в любом случае, слишком много земель на двух американских континентах, которые до Колумба не открыл никто.

Из посыльных суда - в великие мореплаватели

Фернанд Магеллан был рождён в 1480 году в северной Португалии и в десятилетнем возрасте осиротел. В поисках куска хлеба устроился в королевский суд - рассыльным. А в море он вышел впервые в двадвать пять, хотя море обожал с детства. Магеллану не напрасно снились великие мореплаватели и их открытия. Ему удалось попасть в команду Ф. де Альмейдо, который впервые двинул корабли под флагом Испании на Восток.

Магеллан оказался очень способным учеником, быстро освоил морское дело во всех профессиях. Оставшись в Индии, пожив в Мозамбике, он, наконец, стал капитаном. Можно было возвращаться на родину.

Пять лет он убеждал португальского владыку во всех выгодах восточных экспедиций, но дело на лад не шло, и в 1517 году Магеллан поступил на службу к королю Карлу, пока что первому и испанскому, но в будущем - императору Римской империи.

Кругосветное путешествие

В 1493 году была выпущена Папой Римским булла о том, что открываемые новые земли к востоку - португальские, а к западу - испанские. Магеллан возглавил экспедицию на запад, чтобы привезти доказательства того, что острова, где растут специи, принадлежат Испании.

И это путешествие, имеющее настолько небольшую и меркантильную цель, обернулось первым в мире кругосветным путешествием. Далеко позади остались и великие мореплаватели, и их открытия, которые звали Магеллана в детских снах. Такого плавания не предпринял ещё никто, тем более то, что земля круглая, предполагали в то время далеко не все путешественники.

Магеллан не успел представить миру доказательства своих предположений, он погиб в этой экспедиции - на Филиппинах. Тем не менее, он умер уверенным в своей правоте. Остатки команды вернулись в Испанию только в 1522 году.

Казачий атаман

Семён Иванович Дежнёв - арктический мореход, казачий атаман, землепроходец и первооткрыватель многих географических объектов, родился в поморской семье, на Пинеге, в 1605 году. Казачью службу начал рядовым в Тобольске, затем его перевели в Енисейск, а ещё позднее - в Якутию. Всюду он осваивал новые земли, реки, даже пересёк Восточно-Сибирское море на самодельном коче от устья Индигирки до Алазеи. Оттуда уже с товарищами на двух самодельных судах выдвинулся на Восток.

В дельте Колымы поднялись вверх по реке и основали город Среднеколымск. Через несколько лет экспедиция на восток продолжилась - к Берингову проливу, который ещё около восьмидесяти лет не будет Беринговым: Дежнёв прошёл пролив первым. Самая восточная точка материка - мыс, названный в честь первооткрывателя Дежнёва. Кроме того, остров, бухта, полуостров и село носят его имя. В центре в Вологодской области ему установлен памятник. Надёжный был человек. Честный и трудолюбивый. Выносливый. Сильный. Воевал. Из тринадцати ранений - три тяжёлых. Но всегда и во всём стремился к миру.

Южный материк

К семнадцатому веку основные очертания планеты Земля европейцы увидели. неисследованные области были огромны. Разведать эти территории стремились самые ушлые колонизаторы. Историки так и не разузнали, каким образом обыкновенный голландский селянин стал моряком, но его путешествия принесли миру неоценимые открытия.

Аристотель ещё до нашей эры был уверен в существовании неведомой южной земли. "Терра австралис инкогнита" ("Неведомая Южная земля"), - обозначил он в своих записках. Вот эту землю и и отправился искать мореплаватель Тасман на парусном судне "Зехаан". В южных широтах природа неприветлива. Ледяной ветер и почти никогда нет солнца. Юг и юго-запад насылает чудовищные штормы. Таких волн не бывает вблизи материка, значит, Южная земля где-то не здесь. И Тасман, поразмыслив, сменил ранее проложенный курс. Впереди была полная неизвестность.

Правильный выбор

После смены курса природа смилостивилась над мореходами - остались в стороне тучи, и солнце быстро обогрело корабль. Вскоре показалась и земля. Так случилось, что Тасман высадился на острове, который будет назван его именем, это значительно южнее материка. Саму Австралию он попросту пропустил. Тасмания была обследована, нанесена на карту. Потом здесь встанет город. А на тот момент делать там больше было нечего - климат неприятный, скалы мрачные, природа дикая, местное население ничего предложить не может.

Тасман отправился дальше. Ему несказанно везло на открытие островов. Следующей была Новая Зеландия. Правда, местные маори встретили Тасмана, как и всех последующих путешественников, недружелюбно. Скорее, даже враждебно. При попытках обследования новой земли несколько членов экипажа были убиты. Поэтому Тасман оставил эту работу потомкам, и "Зехаан" сразу же убыл восвояси. Он не нашёл краткого пути в Чили. Но доказал, что Австралия существует.

четырехмесячное пребывание в океане.

Спущенная на воду "Джипси-Мот IV" оказалась недостаточно устойчивой, пришлось

добавить полторы тонны балласта.

Несмотря на все улучшения, произведенные до начала плавания, управление яхтой

при сильном ветре требовало значительных усилий. В шторм Чичестеру приходилось

упираться спиной в стенку кокпита и обеими ногами нажимать на румпель, чтобы

удерживать яхту на желаемом курсе. "Джипси-Мот IV", обошедшаяся синдикату столь

дорого, была формально отдана Чичестеру внаем за символическую сумму в один

Роуз решил отправиться в путь на три недели раньше Чичестера.

Чтобы из Великобритании проплыть вокруг света, нужно было пройти почти 30 тысяч

Крупные парусники направлялись из Англии на юго-запад. Используя пассаты, они

проходили в нескольких сотнях миль от побережья Европы и Африки, южнее мыса

Доброй Надежды, и проходили затем в район "ревущих сороковых". Так образно

моряки называют южные зоны Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где

преобладают штормовые западные ветры. Благодаря этим ветрам путь в южном

полушарии под парусами вокруг земного шара является самым быстрым.

прибежал работник верфи с невероятной вестью: во время отлива "Шалунья"

сорвалась со швартовых. Произошла авария, в результате которой было раздроблено

несколько шпангоутов и нанесен ряд других повреждений.

Плавание к Австралии и соперничество с Чичестером стало невозможным. Роузу

пришлось перенести выход в рейс на целый год. Ему не оставалось ничего иного,

как пожелать другу счастливого кругосветного пути.

опасный Бискайский залив. В конце первой недели он заметил Мадейру - за

последующие 12 недель ему не доведется больше увидеть суши. На 21-й день пути он

отпраздновал день своего рождения.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР

После 37 дней плавания через Атлантический океан на 25 градусе южной широты

Чичестер изменил курс на восточный и на пятидесятый день пути оказался в

нескольких сотнях миль от мыса Доброй Надежды.

Большая часть Индийского океана была уже позади, когда на яхте испортилось

автоматическое рулевое устройство. Отремонтировать его было невозможно, и с тех

пор Чичестеру пришлось последующие 27 дней для удержания "Джипси" на курсе

приспособить маленький стаксель, соединив его шкоты с румпелем. Австралийское

побережье мореплаватель увидел на 97 день путешествия, но шторм в Бассовом

плавания, Чичестер бросил якорь в порту Сиднея. Не удалось ему уложиться в 100

дней, то есть в то время, которое в среднем затрачивали быстроходные клиперы на

путь от Европы до Австралии.

Однако он стал первым человеком, совершившим одиночное кругосветное плавание. В

мае следующего года за свой подвиг он был произведен королевой Великобритании

Елизаветой II в рыцари с присвоением титула "сэр". Королева при этом

пользовалась тем же самым мечом и стояла примерно в том же самом месте, что и ее

предшественница Елизавета I, когда посвящала в рыцари знаменитого пирата и

путешественника сэра Фрэнсиса Дрейка.

"Джипси-Мот IV" стала музейным экспонатом и стоит в сухом доке рядом со всемирно

известным клипером "Катти Сарк" и флагманским кораблем Нельсона "Виктория", а

Фрэнсису Чичестеру в сентябре 1970 года исполнилось 69 лет. Казалось, теперь

можно почить на лаврах, нянчить внуков и быть почетным судьей в парусных гонках

самого высшего ранга. Но покой не был уделом Чичестера. На собственные средства

он построил (израсходовав около 30 000 фунтов стерлингов) "Джипси-Мот V", яхту

своей мечты, чтобы отправиться еще в один самостоятельный рейс и установить на

трансатлантической трассе среднесуточный пробег около 200 миль.

"Джипси-Мот V" была несколько больше своей предшественницы. Ее длина по

ватерлинии составляла 12,8 метра, парусность 214 квадратных метров. Теоретически

"Джипси" могла развивать скорость около 200- 217 миль в сутки. Разумеется, в

идеальных условиях плавания и под управлением яхтсмена высшего класса.

Для осуществления задуманного Чичестер выбрал наиболее выгодную трассу от

Португальской Гвинеи на западном побережье Африки до порта Сан-Хуан-дель-Норте в

Республике Никарагуа.

Расстояние по ортодромии из порта Бисау до Сан-Хуан-дель Норте составляет ровно

4000 миль. При среднесуточной скорости яхты в 200 миль на преодоление трассы

требовалось 20 дней, которые Чичестер и объявил своей спортивной целью. Получив

года. Однако

условия плавания в устье реки Геба и между островами Биягос оказались очень

трудными. Только на третий день "Джипси-Мот V" сумела отойти от африканского

побережья и достичь района пассатов, где ее скорость существенно возросла, а

Южное Пассатное течение ежедневно сокращало ее путь на 15-20 миль. Несмотря на

все усилия и максимальное использование парусов и погодных условий, яхта вошла в

ортодромии ровно 4000 миль. Вместо предполагаемых 20 дней плавание длилось на 36

часов дольше, вместо 200 миль Чичестер проходил только 186 миль за сутки.

Таким образом, его средняя скорость по всей трассе была 7,75 узла. И все же это

было великолепным достижением яхты, ведомой 70-летним яхтсменом-одиночником.

ТИМ СЕВЕРИН

ТИМ СЕВЕРИН

Этого человека можно отнести к новейшему поколению мореплавателей и

исследователей морских пространств. К концу XX века были исследованы практически

все уголки земного шара, с помощью спутников нанесены на карту все рифы, атоллы

и островки. И тем не менее море не перестало манить человека, он вступает в

единоборство с ним на самых экзотических судах.

Тим Северин стал не первым мореплавателем, который отправился в путь на

экзотическом судне прошлых эпох. Еще в конце прошлого века молодые норвежцы на

точной копии норманнского драккара достигли берегов Северной Америки. К юбилею

Колумба отправилась в путь и копия "Санта-Марии", но пускаться вплавь на кожаной

В ирландском эпосе имеются саги, повествующие об океанских плаваниях, об

открытии новых земель. Так, известный ирландский поэт Айд Светлый, живший в X

веке, сложил сагу о плавании в Атлантическом океане морехода Майль-Дуйна.

Порыв ветра унес суденышко от ирландских берегов. Подгоняемые ветром, плыли

Майль-Дуйн и его спутники от острова к острову, населенных фантастическими

существами, например муравьями величиной с жеребенка. Правда, среди рожденных

воображением существ и явлений в саге имеются и детали, связанные с реальными

событиями и наблюдениями. Так, обратный путь путешественникам указала морская

птица, обычная для ирландских прибрежных вод.

Несомненно, ирландские мореходы, наблюдая за поведением морских птиц, знали, что

некоторые из них, промышляя в открытом океане, к вечеру возвращались на сушу. В

ирландском эпосе имеется более раннее

сказание, конкретно отвечающее действительности. Речь идет о латинском тексте

"Навигацио Санкти Брендани, Аббатис" ("Плавание Святого Брендана, Аббата"),

повествующем о плавании в далекую западную заокеанскую страну.

Некоторые историки и географы полагали, что в тексте говорится о

трансатлантическом плавании, возглавляемом Бренданом, к берегам Нового Света в

VI веке н. э. Другие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.

Возможно, вопрос о древних ирландских плаваниях к Новому Свету так и остался бы

не решенным, не займись им ирландский географ и писатель Тим Северин.

Анализируя текст о Брендане, он видел в нем отражение действительности, а

конкретные географические описания сближали текст с лоцией. Подробно говорилось

там и о ходе плавания, указывались время и пройденный путь. Тим Северин также

выяснил, что аббат Брендан - лицо историческое. Убеждение в реальности событий,

произошедших почти полторы тысячи лет назад, породило дерзкий замысел: повторить

на точной модели старинной кожаной ирландской лодки плавание Святого Брендана и

его спутников. Это было бы первым звеном, без которого трудно в дальнейшем

выстроить гипотезу о древнеирландских контактах Старого и Нового Света.

Тим Северин разыскал все сведения, позволившие ему воспроизвести модель судов,

существовавших во времена Брендана.

Непросто было решить вопрос о кожаной обшивке лодки. Даже специалисты

кожевенного дела сомневались в прочности и долговечности бычьих кож при

постоянном соприкосновении с морской водой. В аналогичном положении находился

знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, когда ему говорили, что бревна

бальсы пропитаются водой и "Кон-Тики", сложенный из них, пойдет ко дну. Сколько

было споров о недолговечности и хрупкости папируса "Ра" и "Ра-Н", а также камыша

"Тигриса". Но и Тур Хейердал и Тим Северин были глубоко убеждены, что

ненадежные, с точки зрения современного человека, материалы не зря

использовались древними корабелами, за плечами которых стоял мно-говековый опыт

плавания на океанских просторах.

И все-таки обшивка из бычьих кож, обработанных, как в старину, дубовым

экстрактом и смазанная животным воском, не подвела Северина,

руководствовавшегося технологическими рецептами, содержащимися в тексте о

Брендане.

Также в соответствии с этим текстом был проложен "ступенчатый маршрут" через

Атлантический океан в суровых пятидесятых-шестидесятых широтах Северной

Атлантики.

Такой маршрут, хотя и с остановками на Фарерских островах и в Исландии,

представляется маршрутом высшей трудности для хорошо ос-

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

нащенных современных спортивных яхт со стальными корпусами, а уж для открытой

кожаной лодки с двумя прямыми парусами и подавно. Достаточно сказать, что эта

акватория на всей протяженности Атлантического океана считается наиболее

подверженной штормам. Во время них у берегов Ирландии зарегистрированы волны

высотой 18,5 метра, а наибольшая высота волн, измеренная к юго-западу от

Исландии, составляет 14 метров. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости

потребовалось проявить Тиму Северину и его товарищам!

Сколько критических ситуаций встречалось мореплавателям на пути!

Безусловно, гидрометеорологические условия во времена Брендана были более

легкими, чем современные. Наукой установлено, что в раннем средневековье, когда

совершались ирландские плавания, климат в Северной Атлантике был теплее. Так,

температура воздуха в южной Гренландии была на 2-4° выше, чем сейчас, а ледовая

обстановка - значительно лучше. Плавучих морских паковых льдов древние

ирландские мореходы в летние месяцы практически не встречали на своем пути.

"Ступенчатый маршрут" ирландские мореходы проходили за семь лет. Пережидая

непогоду, они отстаивались на островах и отправлялись в дальнейший путь только в

хорошую погоду. Совсем другое дело, когда, пренебрегая непогодой, экипаж

"Брендана" стремился пройти этот путь как можно быстрее. Им для этого

понадобилось лишь два летних сезона.

Тим Северин ставил своей целью не только доказать, что староирландские кожаные

лодки обладали высокими мореходными качествами, но и уподобиться древним

мореходам. В частности, обойтись без современных мореходных инструментов. Вполне

возможно, что у древних ирландских мореплавателей были какие-то приспособления

для ориентировки в открытом океане, но об этом мы сейчас ничего не знаем. Было

не совсем попятно, как они ориентировались без магнитного компаса.

Однако несколько десятилетий назад датские археологи обнаружили во время

раскопок монастыря гренландских норманнов часть солнечного компаса, заменявшего

викингам магнитный. Не исключено, что у древних ирландских мореплавателей было

нечто подобное.

Вместе с тем известно, что, например, древние полинезийские мореплаватели могли

ориентироваться в центре Тихого океана по звездному небу, направлению волн и

течений. Знали они и о поведении морских животных и птиц.

Почему бы не предположить, что ирландские мореходы были также вполне сведущи в

астрономии; ведь еще в глубокой древности на Британских островах кельтами были

построены обсерватории.

Вскоре после завершения экспедиции на "Брендане" Тимом Севери-ном завладела

новая идея, связанная со средневековым арабским мореходством. В VII-XIV веках

арабские морские торговые пути охватывали

ТИМ СЕВЕРИН

значительную часть Индийского океана. Уже в VIII веке арабские купцы появились в

Китае, на Яве, на восточном берегу Африки, на Мадагаскаре Несколько позже

параллельно со знаменитым сухопутным "шелковым путем", связывающим Ближний и

Дальний Восток, арабами был проложен и морской "шелковый путь" от Персидского

залива до Южною Китая.

Историки полагают, что плавания по этому второму "шелковому пути" нашли

отражения в арабских сказках "Тысячи и одной ночи", составной частью которых

являются сказки о семи путешествиях Синдбада.

"Путешествия Синдбада", основанные на рассказах арабских моряков и купцов,

существовали самостоятельно, до того как вошли в состав "Тысячи и одной ночи"

Академик И.Ю. Крачковский отмечает, что рассматривать "Путешествия Синдбада"

только как волшебную сказку, действие которой развивается вне времени и

пространства, теперь нельзя. Разделяя это мнение, Тим Северин провел

географический анализ этой сказки, нашел глубокие связи с реальными событиями,

происходившими тысячелетие назад. Он прокладывал свой маршрут по следам

Синдбада-морехода от берегов Аравии через Индию, Цейлон, Суматру и Малайзию.

Завершение маршрута было назначено в Гуанчжоу, в устье реки Сицзян. Изучив

древние рукописи, содержащие рисунки и описание арабских судов тысячелетней

давности, Тим Северин приступил к постройке парусника "Сохар", названного в

честь некогда оживленного древнего арабского порта на берегу Аравийского

полуострова, где средневековые купцы нанимали корабельных плотников. В наши дни

Сохар входит в состав Омана, султаната на южной оконечности полуострова.

Для того чтобы найти подходящий материал для корпуса и мачт парусника, Северин

отправляется в Индию, в юго-западный штат Керала. Там, в глубине джунглей,

лесорубы свалили ему несколько стволов и доставили на слонах на побережье.

Массивные обтесанные бревна погрузили на судно, направлявшееся в оманский порт

Сур, не забыли захватить и бамбук, из которого арабские судостроители

изготовляли корабельные гвозди.

В ноябре 1981 года "Сохар" с парусами, сшитыми на старинный лад, был готов к

отплытию. Основу экипажа "Сохара" составляли оманские моряки. На борту арабского

парусника было также несколько ученых из европейских стран.

Плавание в "море муссонов", как образно называют северную часть Индийского

океана, если бы не удушливая жара, проходило несравненно благоприятнее, чем в

Северной Атлантике.

Случалось "Сохару" выходить на оживленные морские пути, встречаться с

супертанкерами, лайнерами, рудовозами. Приходилось непрерывно нести вахту, чтобы

не попасть под киль гигантского судна. В свою

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

очередь, штурманы и вахтенные проходящих судов с высоты рулевой рубки с

удивлением взирали на треугольные паруса суденышка из "Тысячи и одной ночи"

Намеченный маршрут был изменен лишь однажды, и то незначительно: "Сохар" не стал

заходить на собственно Суматру, ограничившись близлежащим Сингапуром. Семь с

половиной месяцев проходило плавание "Сохара".

Из арабских источников следует, что средневековые арабские купцы проходили путь

за три года. Но на то они и купцы, ведь в каждом портовом городе они занимались

торговлей.

Последним предприятием Северина было путешествие на точной копии

древнегреческого судна по маршруту древних аргонавтов. Судно "Арго" с

интернациональным экипажем показало блестящие мореходные данные и достигло

берегов древней Колхиды, побережья современной Грузии. Этот визит превратился в

настоящий праздник для всей грузинской земли.

Тим Северин, исследователь и географ, посвятивший себя реконструкции древних

морских путей различных народов и в разных частях света, снова взялся за перо.

Куда-то он отправится в следующий раз?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Я В Колумб. 1891г. Амундсен. Собрание соч. Т. 1-5. Л., 1936 -1939 г.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. СПб., 1865 г.

Аусвейт Л. Как открывали земной шар. М., 1939 г.

Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1960 г.

БекерДж. История географических открытий. М., 1950 г.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962 г.

Бомбар Ален За бортом по своей воле М., 1964 г.

Бугенвиль Л А. Кругосветное путешествие на фрегате "Будез". М.,

Варшавский А. С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. М., 1977 г.

Берн Жюль. История великих путешествий М., 1993 г.

Берн Жюль. Открытие материка. СПб., 1907 г.

Владимиров В.Н. Дж. Кук. М., 1938 г.

Вселенная и человечество. Под ред. Крамнера. Т. № 3,4. Спб., 1904 г.

Воскобойников В.М. Зов Арктики. М., 1955 г.

Гехтман Г.Н Выдающиеся географы и путешественники. Тбилиси,

Гильдер У.Г. Во льдах и снегах. СПб., 1898 г.

Гловацкий В. Увлекательный мир парусов. М., 1981 г.

Гюнтер 3. Век великих открытий. СПб., 1903 г.

Де-Фер Г. Плаванье Баренца. М., 1936 г.

Дмитриев В.И БутаковА.И. М., 1955 г.

Дьяконов М. А. Амундсен. М., 1937 г.

Дюмон-Дюрвиль. Путешествие вокруг света. СПб., 1843 г.

Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света 1823-26 г. СПб., 1828 г.

Кунин К. Васко да Гама. М., 1932 г.

Кусто Ж-Ив. Блистательный пират. М., 1996 г.

Литке Ф.П. Путешествие вокруг света 1826-1829 г. СПб., 1836 г

Лялина М. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. СПб., 1904 г.

Магидович И П История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М,

Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1965 г.

Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967 г.

Малаховский К.В. Трижды вокруг света. М., 1989 г.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Малаховский К.В. История жизни капитана Флиндерса. М., 1985 г.

Меллери Т.Е. Фицрой - капитан "Бигля". Л., 1975 г.

Митчелл Мейрин. Эль Кано. Первый кругосветный мореплаватель. М., 1977 г.

Море. М., 1960 г.

Мюллер В.К. Пират королевы Елизаветы. СПб., 1993 г.

Путешествия вокруг света, составленные из путешествий Магелана, Тасмана,

Дампиера и пр. СПб., 1836 г.

Путешествие в Северный и Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и

Гора. СПб., 1805 г.

Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. СПб., 1797 г.

Путешествие вокруг света 1803-1806 г. Юрия Лисянского. СПб.,

Путешествие Чарльза Дарвина кругом света и по Южной Америке.

СПб., 1895 г.

Путешествия Христофора Колумба. М., 1950 г.

Ровинский В.И. Мятежный корабль. М., 1957 г.

Русаков B.C. Русские Колумбы и Робинзоны. М., 1903 г.

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Л-М., 1952 г.

Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М., 1966 г.

Свет Я.М. Колумб. М., 1973 г.

Северин Тим. Путешествие на "Брендане". М., 1983 г.

Сенкевич Ю.А. Их позвал горизонт. М., 1987 г.

Симпсон К. Чичестер - вояж века. М., 1969 г.

Страбон. География. М., 1994 г.

ТомсонД.О. История древней географии. М., 1953 г.

Трешников Л. Ф. Руал Амундсен. Л., 1976 г.

300 путешественников и исследователей. М., 1966 г.

Фиске Джон. Открытие Америки. В 2-х томах. М., 1892-1893 г.

Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959 г.

ХеннингР. Неведомые земли. М., 1961 - 1963 г.

Цвейг С. Америго. Повесть об одной географической ошибке. М.,

Чернов А.А. Планы и свершения капитана Кусто. Природа. 1965 г. Якоби Арнольд.

Сеньор Кон-Тики. М., 1970 г.

И НЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ВОДА ПОТОПОМ... ОТКРЫТИЯ ДРЕВНИХ ВРЕМЁН

ЯСОН, ОДИССЕЙ, ЭНЕЙ; ЕГИПТЯНИН ХАННУ; ГАННОН КАРФАГЕНЯНИН; ПИФЕЙ; НЕАРХ; ЕВДОКС;

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОТКРЫТИЯ (ДО КОЛУМБА)

ПУТЕШЕСТВИЕ СВЯТОГО БРЕНДАНА; ЭРИК РЫЖИЙ И ТОРФИН КАРЛСЕФНИ; БРАТЬЯ ВИВАЛЬДИ;

ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ; АЛЬВИЗЕ КАДАМОСТО; ДИОГОКАН; БАРТОЛОМЕ УДИАШ;

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ (ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА)

ВАСКО ДА ГАМА; ПЕДРО-АЛЬВАРЕШ КАБРАЛ; ХРИСТОФОР КОЛУМБ; АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ; АЛОНСО

ДЕ ОХЕДА; ВИСЕНТЕ ПИНСОН-МЛАДШИЙ; ГАШПАР И МИГЕЛЬ КОРТИРИАЛЫ; ФЕРНАНДО МАГЕЛЛАН;

ЭЛЬ-КАНО; ДЖОН КАБОТ И СЕБАСТЬЯН КАБОТ; АНТОН АЛАМИНОС И ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН;

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛ ЛОУБИ И ЧЕНСЛОРА; ДЖОВАННИ ДЕ ВЕРАЦЦАНО; ЖАК КАРТЬЕ; ДЖОН ДЕЙВИС;

МАРТИН ФГОБИШЕР; АЛЬВАРО МЕНДАНЬЯ; ПЕДРО ФЕРНАНДЕС ДЕ КИРОС; ЛУИС ДЕ ТОРРЕС;

ФРЭНСИС ДРЕЙК; БИЛЛЕМ БАРЕНЦ; ГЕНРИ ГУДЗОН; ТОМАС БАТТОН; РОБЕРТ БАЙЛОТ И УИЛЬЯМ

БАФФИН; УИЛЬЯМ БАФФИН. ЯКОБ ЛЕМЕР И БИЛЛЕМ СХАУТЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (СЕРЕДИНА XVII - КОНЕЦ XVIII ВЕКА)

СЕМЁН ДЕЖНЁВ; УИЛЬЯМ ДАМПИР; ЯКОБ ГОГГЕВЕН; ПЁТР I; ВИТУС БЕРИНГ; АЛЕКСЕЙ

ЧИРИКОВ; СТЕПАН МАЛЫГИН; ИВАН ФЁДОРОВ И МИХАИЛ ГВОЗДЕВ; ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ И

СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН; ХАРИТОН ЛАПТЕВ; ДМИТРИЙ ЛАПТЕВ; ДЖОН БАЙРОН; СЭМ ЮЭЛУОЛЛИС;

ФИЛИПП КАРТЕРЕТ; РОБЕРТ ГРЕЙ; ДЖЕЙМС КУК; ЖАН СЮРВИЛЬ; ВАСИЛИЙ ЧИЧАГОВ; ЛУИ ДЕ

БУГЕНВИЛЬ; УИЛЬЯМ БЛАЙ; ДЖОРДЖ ВАНКУВЕР; ЖАН ФРАНСУА ЛАПЕРУЗ; ЖОЗЕФ Д"АНТРКАСТО;

ЭТЬЕН МАРШАН; ПЁТР КРЕНИЦЫН И МИХАИЛ ЛЕВАШЕВ; ГАВРИИЛ САРЫЧЕВ; МЭТЬЮ ФЛИНДЕРС;

НИКОЛА БОДЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIX ВЕК)

ЖЮЛЬ ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ; УИЛЬЯМ БИЧИ; ИВАН КРУЗЕНШТЕРН И ЮРИЙ ЛИСЯНСКИЙ. ВАСИЛИЙ

ГОЛОВИН; ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН; МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ; ОТТО КОЦЕБУ; ФЁДОР ЛИТКЕ; ПЁТР

ПАХТУСОВ; ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ; ФИЦРОЙ И ДАРВИН; ДЖЕЙМС УЭДДЕЛЛ; ДЖОН БИСКО; ДЖОН

И ДЖЕЙМС РОССЫ; ДЖОН ФРАНКЛИН; РОБЕРТ МАК-КЛУР; ЭДУАРД БЕЛЧЕР; АЛЕКСЕЙ БУТАКОВ;

ОТТО СВЕРДРУП; НИЛЬС НОРДЕНШЕЛЬД; ДЖОРДЖ ДЕ-ЛОНГ; СТЕПАН МАКАРОВ; ФРИТЬОФ

НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ (XX ВЕК)

РУАЛ АМУНДСЕН; ВЛАДИМИР РУСАНОВ; КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН; ГЕНРИ ЛАРСЕН;

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ; АЛЕН БОМБАР; ХЕИЕРДАЛ; ЖАК-ИВ КУСТО; ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР; ТИМ

Новое на сайте

>

Самое популярное