Домой ВНЖ в РФ Сообщение с крымом. Бюджетное путешествие в Крым

Сообщение с крымом. Бюджетное путешествие в Крым

Разбираемся, сколько стоит единый билет в Крым из российских городов в 2019 году: Москвы, Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова и других.

«Единый билет» в Крым - особый проездной документ, позволяющий проехать на поезде и автобусе до курортов Крыма.

«Единый билет»:

  • оформляется одновременно с билетом на поезд дальнего следования до Анапы или Краснодара или по прибытии на ж/д вокзалах (если есть свободные места в автобусах, продажа заканчивается соответственно за 15 и 30 минут до отправления автобусов);
  • можно приобрести как в ж/д кассах, так и на сайте РЖД (покупается два электронных билета - на поезд и на автобус). Билеты нужно распечатать на бумаге либо сохранить на телефон - их нужно предъявить при посадке.
  • на «единый билет» действуют специальные тарифы.

Вообще-то «единый билет» в Крым подразумевает только право проезда на автобусе, но многие понимают под ним и проезд на поезде. Для удобства мы тоже будем рассматривать «единый билет» как проездной документ, действующий по схеме «поезд + автобус». Таким образом, стоимость единого билета в Крым складывается из стоимости билета на поезд до Анапы или Краснодара и стоимости билета до курортов Крыма.

из Анапы в 2019 году:

  • Анапа - Керчь - 380 рублей;
  • Анапа - Феодосия — 460 рублей;
  • Анапа - Судак - 540 рублей;
  • Анапа - Симферополь - 590 рублей;
  • Анапа - Севастополь - 690 рублей;
  • Анапа - Евпатория - 690 рублей;
  • Анапа - Ялта - 700 рублей.

Стоимость «единого билета» в Крым из Краснодара в 2019 году:

  • Краснодар - Керчь - рублей;
  • Краснодар — Феодосия - 590 рублей;
  • Краснодар - Симферополь - 710 рублей;
  • Краснодар — Севастополь - 810 рублей;
  • Краснодар — Евпатория - 810 рублей;
  • Краснодар - Ялта - 820 рублей.

(Фото © Yuriy Kuzin / flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Ниже мы приведем стоимость «единого билета» в Крым из различных российских городов: Москвы, Петербурга, Воронежа, Саратова и так далее. Цены на билеты приведены в одну сторону и актуальны на туристический сезон 2019 года.

Сколько стоит «единый билет» в Крым из Москвы

Стоимость плацкартных билетов на поезд из Москвы в Анапу - от 2240 рублей, в купе - от 3539 рублей. В сутки ходит до восьми поездов. Билеты в плацкарт из Москвы в Краснодар можно приобрести от 2240 рублей, в купе - от 3268 рублей. До Краснодара ходит больше поездов - до 11 в сутки.

Как уже было сказано выше, цена «единого билета» в Крым из Москвы в 2019 году складывается из стоимости билета на поезд до ж/д станций Анапы или Краснодара и стоимости проезда на автобусе до необходимого курорта. К примеру, «единый билет» из Москвы в Ялту, Евпаторию и Севастополь (плацкарт) через Анапу обойдется примерно в 3 тысячи рублей и выше, из Москвы в Судак - 2790 рублей, в Феодосию - 2700 рублей, в Керчь - 2620 рублей. Через Краснодар - немного дороже.

Купить «единый билет» в Крым из Москвы можно на сайте РЖД или в любых железнодорожных кассах.

Цена «единого билета» в Крым из Санкт-Петербурга в 2019 году

Приобрести билет в плацкарт из Санкт-Петербурга в Анапу можно за 2700 рублей, купе стоит дороже - от 7 тысяч рублей. Доехать до Краснодара в плацкарте стоит 3100 рублей и больше, в купе - от 5374 рублей.

Цена «единого билета» в Крым из Санкт-Петербурга, например, в Керчь (через Краснодар, плацкарт) будет составлять 3260 рублей, через Анапу в Севастополь, Ялту и Евпаторию - около 3,5 тысяч рублей, в Судак - 3240 рублей, в Феодосию - 3160 рублей.

«Единый билет» в Крым из Воронежа: цена в 2019 году

Купить «единый билет» в Крым (Судак) из Воронежа можно всего за 2135 рублей. Билет на поезд до Анапы стоит от 1600 рублей (плацкарт), стоимость купе - от 2925 рублей. Чтобы доехать до Краснодара в плацкарте, придется заплатить около 1400 рублей, в купе - свыше 2,5 тысяч рублей.

Цена «единого билета» в Крым из Воронежа (Севастополь, Ялта и Евпатория) в 2019 году в плацкарте около 2300 рублей, билет в Феодосию будет стоить 2060 рублей, в Керчь - 1960 рублей.

«Единый билет» в Крым из Нижнего Новгорода - 2019

Почти три тысячи рублей стоит билет в плацкартном вагоне до Анапы, в купейном - от 5,5 тысяч рублей. Немного дешевле ехать до Краснодара: в плацкарте - от 2700 рублей, в купе - от 5 тысяч рублей. Цена «единого билета» в Крым из Нижнего Новгорода в 2019 году формируется из стоимости билета на поезд и на автобус. То есть билет, например, до Евпатории, Севастополя и Ялты будет стоить около 3690 рублей, до Феодосии - 3460 рублей.

Цена «единого билета» в Крым из Саратова в 2019 году

Из Саратова в Анапу можно уехать за 2274 рубля, в Краснодар - около 1900 рублей (плацкарт). В купе - около 3400 и 2800 соответственно. Цена «единого билета» в Крым из Саратова (например, в Севастополь, Евпаторию и Ялту, если ехать в плацкарте) примерно 2974 рубля, билет в Феодосию обойдется в 2734 рубля, в Симферополь - 2864 рубля.

(Фото © mr. Wood / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

«Единый билет» в Крым из Самары

От 2946 рублей стоит билет в плацкарт из Самары в Анапу, в купе - от 5,5 тысяч рублей. Плацкарт до Краснодара - от 2460 рублей, купе - от 4579 рублей. Таким образом, если ехать в плацкартном вагоне, «единый билет» в Крым (в Севастополь, Евпаторию и Ялту) из Самары будет стоить 3636 рублей, в Феодосию — 3406 рублей, в Симферополь - 3536 рублей, в Судак - 3486 рублей, в Керчь с пересадкой в Краснодаре - 3020 рублей.

«Единый билет» в Крым из Екатеринбурга

Плацкартный билет из Екатеринбурга в Анапу стоит от 4893 рублей, билет в купе - около 9300 рублей. Билет в плацкарт до Краснодара стоит 4484 рубля, в купе - 8542 рубля. При поездке в плацкартном вагоне «единый билет» в Крым из Екатеринбурга (в Севастополь, Евпаторию и Ялту) будет стоить около 5600 рублей, в Феодосию - 5353 рубля, в Судак - 5433 рубля.

Из Ростова в Крым: цена «единого билета» в 2019

Плацкартный билет от Ростова до Анапы стоит всего от 1080 рублей, купейный - от 1466 рублей. Билет до Краснодара в плацкарте стоит от 896 рублей, в купе - от 1328 рублей, сидячий - около 500 рублей.

Цена в 2019 году «единого билета» в Крым из Ростова в плацкарте (в Севастополь, Евпаторию и Ялту) - около 1780 рублей, в Феодосию - 1540 рублей, в Судак - 1620 рублей, в Керчь - 1456 рублей.

«Единый билет» в Крым из Волгограда - 2019

Билет на плацкарт до Анапы - от 1737 рублей, в купе - от 3302 рублей. До Краснодара в плацкарте - от 1502 рублей, в купе - от 2,5 тысяч рублей.

Цена «единого билета» в Крым из Волгограда в 2019 году такова: до Севастополя, Евпатории и Ялты в плацкарте - около 2437 рублей, до Судака - 2277 рублей, до Феодосии - 2197 рублей.

(Фото © Emyan / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

«Единый билет» в Крым из Новосибирска

Стоимость проезда в плацкарте до Анапы - от 5833 рублей, в купе - от 8970 рублей. Билеты в плацкарт до Краснодара обойдутся в 5765 рублей и выше, в купе - от 8683 рублей. Суммарная цена «единого билета» в Крым из Новосибирска такова: в Севастополь, Евпаторию и Ялту в плацкарте - 6533 рубля, в Феодосию - 6293 рубля, в Керчь - 6325 рублей, в Судак - 6373 рубля.

«Единый билет» в Крым из Курска

Плацкартный билет до Анапы обойдется примерно в 2400 рублей, в купе - 3,5 тысяч. Из Курска до Краснодара проезд в плацкарте стоит от 2092 рублей, в купе - от 2545 рублей. «Единый билет» в Крым из Курска (до Севастополя, Евпатории и Ялты) в плацкарте будет стоить около 3100 рублей, до Судака - 2940 рублей, до Феодосии - 2860 рублей, до Керчи - 2960 рублей.

«Единый билет» в Крым из Челябинска

От 3994 рублей - такова цена за плацкартный билет до Анапы, купейный - от 6100 рублей. Билеты до Краснодара в плацкарте стоят от 3750 рублей, в купе - от 5700 рублей.

Сколько стоит «единый билет» в Крым из Челябинска: до Керчи - 4310 рублей, до Судака - 4534 рубля, до Феодосии - 4454 рубля, до Севастополя, Евпатории и Ялты - 4694 рубля.

«Единый билет» в Крым из Омска

5430 рублей и выше стоит билет в плацкарт до Анапы, в купе - от 10100 рублей. Чуть дешевле ехать до Краснодара: билет в плацкарт - от 4975 рублей, в купе - от 9,5 тысяч. Таким образом, «единый билет» в Крым из Челябинска в плацкарте будет стоить около 6130 рублей до Севастополя, Евпатории и Ялты, 5970 рублей - до Судака, 5890 - до Феодосии, 5535 рублей - до Керчи.

«Единый билет» в Крым из Кирова

Билет в плацкарт до Анапы обойдется в 3748 рублей, купе - 7106 рублей. Плацкарт до Краснодара стоит 3503 рубля, купе - 6624 рубля. Цена «единого билета» в Крым до Севастополя, Евпатории и Ялты - 4448 рублей, до Судака - 4288 рублей, до Феодосии - 4208 рублей, до Керчи - 4063 рубля.

«Единый билет» в Крым из Брянска

Попасть из Брянска в Анапу в плацкарте можно за 2706 рублей, в купе - 5057 рублей. Плацкартный билет до Краснодара стоит от 2460 рублей, в купе - от 4579 рублей. Стоимость «единого билета» в Крым: до Севастополя, Евпатории и Ялты - 3406 рублей, до Судака - 3246 рублей, до Феодосии - 3166 рублей, до Керчи - 3020 рублей.

Авиабилеты Москва Симферополь: динамика стоимости по месяцам

Стоимость перелета всегда зависит от времени путешествия. График позволит сравнить цены на авиабилеты из Москвы в Симферополь, проследить динамику изменения их стоимости и найти оптимальное предложение.

Статистика поможет определить сезон низких цен. Например, в июле цены в среднем достигают 13 017 рублей, а в феврале стоимость билетов опускается в среднем до уровня 6 214 рублей. Планируйте свою поездку прямо сейчас!

Мы анализируем эту информацию и составляем графики, чтобы вам было проще спланировать свои путешествия.


В период высокого спроса рекомендуется приобретать авиабилеты из Москвы в Симферополь заранее. Например, число поисковых запросов в августе достигает максимума в 828956 запросов, а в феврале их количество снижается до 12 от максимума.

Цена в зависимости от количества оставшихся дней до вылета из Москвы в Симферополь

Что выгоднее – покупать авиабилеты заранее, избегая всеобщего ажиотажа, или ближе к дате вылета воспользоваться «горячим» предложением? График поможет вам определить лучшее время для приобретения авиабилетов.


Посмотрите, как менялась цена на авиабилеты из Москвы в Симферополь в зависимости от времени покупки. С начала продаж их стоимость меняется в среднем на 17%. Минимальная цена по направлению из Москвы в Симферополь – за 53 дня до вылета, примерно 8 438 рублей. Максимальная цена по направлению из Москвы в Симферополь – за 37 дней до вылета, примерно 11 452 рубля. В большинстве случаев раннее бронирование помогает сэкономить, воспользуйтесь этим!

Динамика цен билетов на самолет Москва - Симферополь в зависимости от дня недели

Стоимость авиабилетов из Москвы в Симферополь не представляет собой фиксированную и постоянную сумму. Она зависит от множества факторов, в том числе и от дня вылета. Динамика изменений видна на графике.


По статистике, самый доступный вариант рейсов из Москвы в Симферополь – по вторникам, их средняя стоимость – 10 536 рублей. Наиболее дорогие рейсы – по субботам, их средняя стоимость – 11 193 рубля. Стоит учесть, что вылеты в предпраздничные дни, как правило, дороже. Мы надеемся, что эти данные помогут вам наиболее эффективно планировать свои путешествия.

Прямые поезда из Москвы в Симферополь отменены. По состоянию на 2018 год крымский участок маршрута обслуживается автобусами. К 2019 году планируется завершить строительство железнодорожного моста через Керченский пролив.

Добираться на поезде из Москвы в Симферополь, разумеется, дольше, чем на самолете. После того как несколько авиакомпаний запустили бюджетные прямые рейсы из Москвы в Симферополь , можно было бы забыть о поездах на этом участке пути. Однако если вы боитесь летать или просто питаете слабость к железнодорожным путешествиям, стоит все же изучить такой вариант более детально. При этом нужно учесть, что расстояние между Москвой и Симферополем для поездов составляет 1 500 км, а общее время, которое придется затратить на дорогу, — около 1,5 суток или больше.

Расписание поездов Москва — Симферополь устанавливается в конце апреля — на весь летний сезон. В это время начинают действовать маршруты «Единых билетов», вводятся дополнительные рейсы поездов и добавляются вагоны к действующим составам.

Расписание поездов Москва — Симферополь

При отсутствии прямых рейсов предлагаем рассмотреть расписание регулярных поездов до курортов, из которых маршрут можно продолжить по « ». В «Единый билет» до Симферополя входят: трансфер до станции Краснодар иил Анапа, последующая поездка на автобусе по Крымскому мосту до Симферополя. Прежде всего нужно купить ж/д билет до Краснодара или Анапы.

Поезд Москва — Симферополь (через Краснодар)

По маршруту можно найти несколько рейсов в день, летнее расписание включает дополнительные поезда. Фирменные составы преодолевают путь в среднем за 19 часов, остальные поезда едут значительно дольше — от 27 до 34 часов.

Маршрут обслуживают поезда дальнего следования № 083С, 110 М, 115А, 259А, 285А, 306 М, 377Я, 471 М, 481Я, 533 М, фирменный «Двухэтажный состав» № 104В, фирменный «Премиум» № 030С. Конечно, далеко не все рейсы ежедневные, но в разгар летнего сезона по маршруту отправляется 5-10 поездов в сутки.

Поезд Москва — Симферополь (через Анапу)

Есть ежедневные рейсы, летом по маршруту вводятся дополнительные поезда и вагоны. Время в пути варьируется в зависимости от рейса: от 23 часов до 1 дня 11 часов.

Пассажирские перевозки в Анапу выполняют поезда: № 012 М, 110 М, 152 М, 156 М, 247А, 259А, 293А, 517 М. Летом в среднем можно рассчитывать на 4-7 рейсов в день.

Стоимость билетов

Цена билета на поезд Москва — Симферополь складывается из стоимости поездки из Москвы до Краснодара/Анапы плюс стоимость «Единого билета» в Крым (из Краснодара — 710 рублей , из Анапы — 590 рублей ).

Цена билета до Краснодара в 2019 году: плацкарт от 2 800 рублей , купе от 3 200 рублей .

Цена билета до Анапы в 2019 году: плацкарт от 2 700 рублей , купе от 3 200 рублей , СВ от 8 600 рублей .

Купить билет

Купить билеты на поезд Москва — Симферополь (по маршруту со всеми стыковками) можно также на сайте РЖД, выбрав нужные даты и нажав «Маршруты с пересадками» (иначе варианты не будут доступны).

Если у вас нет времени или желания регистрироваться, то самый простой вариант — воспользоваться услугами сервиса по продаже билетов . Форма поиска приведена ниже. Посадочный талон вы можете получить в кассе вокзала, но поезда маршрута Москва — Симферополь имеют электронную регистрацию, поэтому ничего распечатывать не потребуется.

Согласно отзывам пассажиров, приобретение билетов на сайте Туту.ру имеет ряд преимуществ:

  • Сайт удобен в использовании, прост и доступен, разобраться в форме покупки легко с первого раза;
  • Процесс приобретения билета занимает всего несколько минут и нет необходимости ехать на вокзал отправления и стоять в очереди за билетом;
  • Возможность выбора вагона и места;
  • Можно оплатить ЖД билет наличными или банковской картой в режиме онлайн;
  • Кешбэк и промокоды позволяют сэкономить на приобретении билета;
  • Надежность: на электронную почту или по смс приходит подтверждение о покупке электронного билета на поезд, вложенным купоном на посадку и множеством информационных ссылок (например, на личный кабинет), а так же номерами телефонов техподдержки. За несколько часов до отправления на указанный вами номер телефона приходят смс-напоминания с подробной информацией о поездке (вокзал отправления, время, номер поезда, вагона и места);
  • После приобретения билета, сервис Туту.ру предлагает бесплатные купоны на скидки в различных интернет магазинах.

Те, разумные люди, которые используют Telegram и подписаны в нем знают, что всю прошлую неделю я был в Крыму. Более того, они могли регулярно читать путевые заметки и смотреть фотографии оттуда. Для тех же странных людей, которые почему-то до сих пор не в телеграме, я попытаюсь сейчас делать какую-то краткую выжимку. Но, вообще, вы зря. Телеграм – это удобно.

Да, сразу скажу, что ездил я туда по делам, поэтому туристических задач себе не ставил. Ездил на машине, выходные туда, неделю там, выходные обратно. Тем не менее, некоторые наблюдения могут быть интересны и тем, кто рассматривает Крым в качестве места для проведения отпуска.

1. Дорога

Я ехал из Воронежа в Ялту (не в саму Ялту, в поселок рядом, но это не принципиально). Ехал через Тимашевск – это не самый популярный маршрут, многие едут по более длинному, но и более накатанному пути через Краснодар. Возможно, в сезон так будет и лучше – дорога шире. Про М4 рассказывать неинтересно – наступил на газ и стараешься не уснуть. Ну, кроме Лосева и еще пары интересных мест, где она из шестирядки вдруг превращается в козью тропу. Летом там люди часами дохнут в пробках, но в межсезонье это легкая досадная задержка, не более. На пути два раза собирают деньги, но, поскольку у меня в машине транспондер, то два раза туда и один раз обратно пролетел без малейшей задержки. Последний раз таки попал на не умеющего читать дятла на «мерседесе», который вперся в зеленый коридор без транспондера, встал перед шлагбаумом и начал на него быдлить. Шлагбауму было пофиг, но остальным пришлось ждать, пока он перестанет орать на железяку и выедет оттуда задним ходом. Обычное дело в зеленых коридорах.

Некоторое разнообразие начинается, когда с М4 уходишь.

Когда после Кущевской поворачиваешь направо в сторону Тимашевска, начинается довольно приличная, но все же двухполоска. Это вполне переживаемо, пока машин относительно немного – ну придется подергаться, пообгонять фуры, но ничего страшного, раньше только так и ездили. Я прекрасно помню, как вся М4 имела вид куда как хуже, это уже «сами-знаете-кто до чего страну довел», что там теперь шестирядка. Едешь, конечно, медленнее, чем по федеральной трассе, но зато вокруг красоты Кубани.

Извините за качество фоточек, мой основной смартфон работал всю дорогу навигатором и сервисом предупреждений ( в фоне под Яндекс.Навигатором). Это весьма и весьма рекомендуется, потому что камерами Кубань просто утыкана.

Однако, как мне кажется из дорожных наблюдений – летом эта дорога может превратиться в ад. Каждая узость станет многочасовой пробкой. Если сейчас переезд в Тимашевске съел 15 минут, то это было, извините на минуточку, пробка из пяти машин. А если их будет 50?

2. Навигация

Яндекс-навигатор в режиме голосового управления общается сам с собой. Слово»километр» является ключевым, и, сказав его, он переключается в голосовой режим и ждет команды. Услышанное не понимает, огорчается, переспрашивает… Так что этот режим лучше сразу отключать. Несмотря на предзагруженные карты (какие-то чудовищные гигабайты), при пропадании мобильной связи теряется, не видит ни себя, ни окружающего мира, ошибается в маршрутах, мучительно пытается понять, кто он, где он, и каково его место в этой Вселенной… К счастью, по дороге до Крыма это случается редко – вся М4 накрыта без разрывов, а в богатой Кубани кое-где вообще прорезывался неожиданный LTE.

Билайн радует. Жаль только, что Крым для него — не Россия…

А вот Мегафон захотел денег еще не доезжая Ростова.

3. Кубань

На Кубани жирно живут, жирно. Едешь через деревни местные и все «Великие», «Радостные», «Обильные» и прочая позитивно-самодовольная топонимика. Не то что у нас в Черноземье – Грязи, Дрязги да великое село ХренОвое. Ну, то есть, местные, конечно, уверяют, что оно ХреновОе, ну да пусть кому другому заливают. Никогда не мог понять, что за топонимический мазохизм – жить в каких-нибудь Дрищах или Говнах. Уж лучше тогда «Совхоз имени Лопе Де Вега» — хотя бы звучит на «** твою мать» похоже.

Уже по домам заметно, что топонимическое колдунство пошло кубанцам на пользу – даже в самых мелких деревеньках все ухоженное, дома кирпичные, крыши крыты модно, окна пластиковые. Возле каждого дома машина, и чаще всего – не «жигули». Наличие достатка у крестьянина легко заметить по изобилию мелкого украшательтства — красивые заборчики, резные наличники, разнеможной пошлости флюгерок… Ну да, китчевато, но позитивно, ярко и главное – показательно. Нормально все у людей, есть досуг и есть средства.

Дороги здесь, в глубине Кубани, тоже неплохи – разметка, асфальт, заправки. Двухрядка, но двухрядка приличная и есть где обогнать. Правда, Лукойл, зараза, перепрятал все заправки! Ехал туда – весь Лукойл слева, через сплошную без разворотов. Еду обратно – та же фигня! Как он успели за неделю все заправки на другую сторону дороги переставить? Какое-то подлое колдунство, не иначе… А ведь как только от отчаяния заправишься на какой-нибудь «Роснефти» — и все, Лукойлы пойдут гнездами, как грибы, и все, как издеваясь – на твоей стороне! Кстати, на Лукойле продают складные карманные топоры. Для маленьких Раскольниковых.

Не, я ничего не имею против Роснефти, но в вопросе солярки для «комонрейл» предпочитаю Лукойл. Уж больно, знаете, форсунки дороги… Ну и лучшие сортиры по всей дороге у Лукойла. Рекомендуем.

А так да, Кубань живет жирно. На фоне ее и Воронежская область выглядит бледновато, а уж степной сельскохозяйственный Крым – вовсе полная нищебродь. Да что там говорить – тут даже леденцовые петушки вырастают размером с ладонь! И это я еще его, поди, недозревшим сорвал…

3. Мотель

В совхозе Ольховский есть мотель, который можно забронировать через букинг и в котором бесплатный вайфай в номерах.

В совхозе, Карл!

А вот в Европе иной раз даже в дорогущем отеле в центре Вены никакого вайфая, одна розетка в стене, ну а если он есть – то непременно изволь пару евров на бедность подать. Да и скорость говно, если честно.

Мотель стоил полторы тыщи рублей за двухместный номер с раздельными кроватями (я с дочкой ездил) и был из категории «небогато, но чистенько».

В номере душ, сортир и электрический чайник – а что еще нужно человеку, чтобы переночевать в дороге? Кровать, правда, адски скрипучая, а холодильник лучше не включать – он тарахтит, как дизель под тягой.

Но главное – бронь через букинг сработала, в обе стороны. Цивилизация! Выбирал мотель по километражу – 800 км от Воронежа, 300 км до парома. Как раз по времени удобно – к вечеру доехал, переночевал, утром подскочил к парому – и в Крым.

4. Паром

Тех, кто умный, и оплатил паром онлайн, в первый накопитель не загоняют. Но – обязательно должна быть бумажная распечатка. Никакое «покажу на экране смартфона» не прокатывает. (Когда заказывал на обратную дорогу, пришлось поискать в Ялте принтер). Так что едешь мимо основной очереди и чувствуешь себя самым хитрым.

Правда, недолго. На косе (через 10 км) стоит пост ГАИ, успешно создающий пробку на ровном месте.

Там выборочно проверяют документы на машину и ОСАГО. Туда ехали – проверили, обратно – нет. Но стояли в обоих случаях.

Затем очередь во второй накопитель, окончательный. Перед ним – досмотр, как на таможне – с проходом пассажиров через рамки, пропусканием сумок через рентген и осмотром машины с зеркальцем на ручке.

Правда, в обе стороны нас пропустили, глянув весьма формально. Видимо потому что мы с дочкой не были похожи на отчаянных укро-шахидов, которые прогрызут днище парома назло москалям. Да, обязательно должны быть паспорта на взрослых и свидетельство о рождении ребенка.

В последнем накопителе набирают машины по числу мест на пароме, выстраивая их рядами.

На пароме есть теплый (летом – кондиционируемый) салон, где продают кофе и бутерброды, но можно и в машине сидеть, если охота. А можно выйти и пофотать море и наглых чаек.

Да, все пытаются увидеть строящийся мост – но нет, он в другом месте, с парома его не видно.

Паром идет быстро, буквально полчаса – и начинается выгрузка со стороны, противоположной погрузке, так что выезжать удобно.

Вот и всё, вот и Крым.

5. Крым. Дороги.

Дорога от Керчи до Ялты через Симферополь местами ужасна, местами уже новая – но везде по одной полосе в каждую сторону. Сейчас, не в сезон, это преодолимо без особого напряга – ну, небыстро, ну, трясет, ну грузовики собирают хвост… Но страшно представить, что будет летом, когда на эту узенькую дорожку ломануться тысячи отдыхающих.

Бензин и солярка тут +2 рубля к Воронежу, стабильно. Есть развесистые местные сети, но был обнаружен и прячущийся в кустах от санкций Лукойл. Мой нежный коммон-рейловый турбодизель съел в общей сложности бак местной солярки и не поперхнулся.

Дороги вокруг Ялты таковы, что две машины не везде разъезжаются. Несколько раз приходилось пятиться задом по почти вертикальным серпантинам деревенских проездов, чтобы пропустить встречного. В Ялте постоянные пробки, в центре тоже очень узко, движение интенсивное, перекрестки часто нерегулируемые и сложные для проезда. Однако ездит народ как-то спокойнее, чем у нас, пропускает со второстепенной, дает развернуться, не сигналит истошно и не рвет себе сердце.

Парковки в центре практически все платные (сто рублей) и даже при этом свободного места фиг найдешь. И это март-апрель! Страшно представить, что будет летом.

6. Крым. Реалии.

Про Крым можно рассказывать много, но все это впечатления сумбурные и между делом. Первое впечатление — засрат до неимоверности. Нет, реально, помойка какая-то. Мусор-мусор-мусор.

Позже я понял причину — в нашем местопребывании, чтобы вынести мусор в контейнер, надо было фигачить с мешками по лестнице несколько километров вверх. Примерно, как этаж на десятый без лифта. Знамо дело, доносят не все…

С коммунальными службами тут хреновенько, но, поскольку санатории в округе без особого шума стали ведомственными у различных российских силовиков, то они интенсивно реконструируются и есть шанс, что и окрестности почистят, и вывоз мусора наладят. Не знаю, как к этому относиться – с одной стороны, при х*хлах все они превратились в руины и кучи говна, а с другой – почему именно и только ведомства?

Бывший Дворец Паниной, он же бывший детский санаторий «Ясная Поляна» теперь принадлежит Таможенной Службе РФ. Это их флаг.

У побережья парк Мисхора уже вылизан, вычищен и подстрижен.

Первые робкие весенние баблоотсосы уже выползли погреться на солнышко, призывно блестя яркой мишурой. Тучный турист вскоре, жужжа, налетит, аки шмель, неся на лапках пыльцу баблеца…

И не скажешь, что ста метрами выше адский срач и под каждым кустом мусор. Здесь скоро будут стричь туриста! Турист же нежен и пуглив. А зря — идешь такой по Алупкинскому шоссе вниз – слева за забором ФСБ, справа ФСО. Идешь вверх – слева ФСО отгородило себе кусок Мисхора, ФСБ справа заняло парк Чаир. Чувствуешь – Родина рядом!

Приятное ощущение безопасности, да не простой – государственной!

Забавно, что при хохлах за теми же заборами были те же ФСБ и ФСО, только украинские. А при СССР — советские. Скорее всего, даже те же люди в тех же будках сидели. Флаги только поменяли – и всех забот.

Правительства приходят и уходят, спецслужбы остаются. И Золотой Ленин следит с горы недреманым оком…

И повсюду один и тот же портрет Темнейшего, с необычайно хитрым выражением лица…

Еще одна местная беда – оголтелая застройка всего многоэтажками. Везде, куда не кинь взгляд, торчит какое-то свежее литье по бетону. Пандемия бетонного литья. Их впихивают на каждый свободный клочок почвы, отчего они иной раз имеют довольно причудливую форму. Это при хохлах развилось, но и российская администрация не спешит наводить порядок. Разумеется, при полном отсутствии дорог и еле живых коммуникациях это превращается в настоящее бедствие, не говоря уже о том, что от реликтовых парков местами почти ничего не осталось.

Изначально Мисхор и Гаспра выглядели как-то так — халупки из местного дешевого ракушечника.

Но потом хохлоолигархи, «новые украинские», понастроили себе дворцов везде, где было достаточно квадратных метров плоского пространства.

Оставшиеся пятачки поделили кто как смог, воткнув евросарайчики причудливых форм, нависающие над склонами. Крымская архитектура — когда построить негде, но очень хочется…

Такое ощущение, что через несколько лет все побережье превратится в огоромный ульевый конгломерат, где крыша одного дома будет переходить в фундамент другого.

Пока не видно политической воли, которая должна этот остановить, а властная пауза заполняется сплошными жуликами от недвижимости. Все столбы и заборы обклеены рекламой услуг экстремального межевания и бескомпромиссного землеотвода.

Но это все, скажу я вам, полнейшая фигня на фоне величия природы. Какая, нахрен, разница, кто там в очередной раз переприватизировал приватизированное или перепограбил награбленное, когда тут такие горы? И такое море? А воздух тут такой, что можно жрать горстями с обеих рук, запихивая в себя этот запах цветущего всего, сладкий до одурения.

7. Крым. Быт.

Крым отчасти застрял в 90-х. Таких блошиных рынков в центре города я давненько не видел…

Между тем, магазины полны продуктов. Основные производители – Воронеж, Кубань, Белоруссия. Цены – как у нас.

В непродовольственных – такое же изобилие и тоже Воронеж присутствует:

Ну а ассортимент местных вин не поддается вообще никакому описанию…

Свет – таки да, отключают. Примета времени – везде генераторы.

Мы тоже почувствовали себя настоящими крымчанами — посидели без света. Всего два часа в сутки, плановое отключение, но уж очень неудобное время – в 20.30 до 22.30. Самое, когда он нужен. Кроме того, в нашем тамошнем жилье электрическое было все – от отопления, до подачи воды. Так что приходилось просто и без затей ложится спать, даже чаю не попивши. За неделю втянулись, став заядлыми жаворонками – поскольку со светом пропадал и весь интернет, включая мобильный, то оставалось только отбиваться в девять вечера.

Больше всего с непривычки напрягала необходимость везде платить наличкой, я как-то больше картами обычно. Тем не менее, в крупных магазинах уже начинают принимать кредитки, я один раз платил.

В Крыму даже есть свой Жан-Жак, правда без смузи и митболов:

Так что хипстерам найдется, чем себя развлечь…

Ялтинский лук — красный и плоский. У нас тоже продается, но, похоже, это китайцы свой красят и плющат. А ялтинский сла-а-дкий…

Еще одно интересное наблюдение – несмотря на неразвитость и некоторую топорность сервиса, уровень доброжелательности тут необычно высокий. Люди не номер отбывают, а реально кидаются тебе помочь, выходя за рамки служебных обязанностей. Так, например, парковщик выскакивал на проезжую часть и становился, раскинув руки, поперек движения, чтобы мы могли вырулить в нужную сторону (там было одностороннее), работники супермаркета разыскивали нам оберточную бумагу, чтобы упаковать бокалы… Ну и так далее. Нет, ничего сверхъестественного, но достаточно, чтобы обратить на это внимание.

8. Крым. Интернет.

То, что здесь пытается себя выдавать за «мобильный интернет» по нашим меркам не тянет даже на издевательство. Сто килобит с попутным ветром, размахивая мобильным роутером с балкона. Три джи? Нет, не слышали. Но еле-еле edge кое-как выдавливается.

Чуть лучше в центре Ялты, но это тоже не 4G ни разу.

Надо сказать, что телеграм при дохлой связи сдаётся последним.

Два оператора – МТС и ТЕЛЕ2 позволяют пользоваться в Крыму интернетом как дома.

Билайн и Мегафон наоборот — снимут с вас последнюю рубашку, как будто вы не в России, а в Гондурасе каком-нибудь.

Проводной интернет, впрочем, доступен — стомегабитный стоит 440 рублей в месяц и подключили его в день обращения (провода в квартире уже были). Хотя для обращения все-таки пришлось запереться в центр Ялты, а подключиться и оплатить в один день никак — сначала интернет, потом оплата. Удивительно, что не наоборот. Неудобство – интернет здесь нельзя оплатить онлайн и проверить в личном кабинете. До этого пока местный сервис не дошел, хотя, казалось бы… Интернет раздражающе нестабилен даже на проводах – то и дело пропадает в непредсказуемом ритме, работать крайне тяжело. Все списывается на отключения света.

Да, презабавный фокус – покупать в Крыму СИМ-карты МТС. Не знаю, как тут обходятся местные, но для туристов продают симки МТС Краснодарского края с тарифом Супер МТС. Одно бы и ничего, но звонок с такого тарифа в Воронеж на любого оператора, кроме МТС стоит абсурдных 12 рублей в минуту, что дороже, чем с воронежского Билайна, который игнорирует тот факт, что Крым - это Россия и считает себя в международном роуминге.

Но это еще не самое смешное. Дело в том, что на купленной симке нельзя сменить тариф ни через USSD, ни через ЛК, и нельзя перекинуть на другой номер опрометчиво закинутые на нее деньги, потому что, несмотря на «полное оформление с паспортом», договор оказывается не на тебя, а на некое «юридическое лицо». В ЛК оно значится как «Уважаемый абонент».

Кстати, ту же симку предлагают купить без оформления, но на сто рублей дороже, хотя в обоих случаях она оказывается не на вас. В общем, без лохА жизнь плохА.

Не знаю, бывают ли тут симки МТС с другими тарифами (эту не я покупал). Но, в любом случае, скорее всего оформлены они будут через ту же жопу, потому что МТС делает вид, что его тут как бы нет, и это как бы вовсе не они, а как будто бы настоящий роуминг. В общем, самый правильный способ мобильной связи в Крыму – это купить симку МТС с тарифом от Смарт до Смарт+ в своем домашнем регионе. Так дешевле всего звонить из Крыма домой.

Попал я и под международные санкции – в Крыму у меня не получилось обновить приложения смартфона через GooglePlay. Мне это, в общем, пофиг, я их и так стараюсь обновлять пореже, чтобы не засирать память. Просто узнал, что в новых яндекс-картах перешли с растра на вектор и решил посмотреть, как это выглядит.

Однако местным андроид-пользователям это, наверное, доставляет некоторые неудобства. Да, практически всё можно найти и поставить мимо гуглплея, или использовать ВПН, но это ж лишние телодвижения. Забавно, что айпад при этом обновился без проблем.

Уже чисто из спортивного интереса установил впн-сервис ZenMate (там до 500 мб можно порезвиться бесплатно), сменил страну на США, и все установилось.

Пока не могу сказать, что Яндекс-карты стали принципиально лучше с переходом на вектор, но объемы загрузки определённо стали меньше.

А вот Яндекс.Навигатором, который в этой поездке был за главного, я не очень доволен – все время норовил завести меня в какие-то мрачные гребеня (широкие прямые дороги – не для него, он обожает срезать маршрут через какие-нибудь дворы) и, при пропадании тухлого местного мобильного интернета, забывал кто он, и где находится. Предупреждение о камерах в нем вообще никакое, совсем сырой сервис – начинает орать «камера!», когда ее уже давно проехал. Но, в целом, я ни разу нигде не заблудился, так, блуканул несколько раз, не более.

8. Выводы.

Не знаю, чего тут выводить… Ну да ладно:

1. Съездить в Крым на машине в межсезонье просто, быстро и недорого. Особенно, по сравнению с другими способами. Летом, подозреваю, будет много хуже, но я таки планирую в июне мотнуться уже с целью искупать детей в прибое. Да, на машине будет тяжеловато, но это 15-20 тысяч на дорогу туда-обратно на четверых, а на самолете прямым рейсом – 80 тыщ, через Москву – 40 тыщ, но со стыковкой в 15 часов. Есть за что пострадать. (Возможно, летом будут более дешевые прямые рейсы лоукостеров, но пока их заказать нельзя).

2. Жить (в смысле питататься) в Крыму в межсезонье не дороже, чем в Воронеже (за вычетом жилья), думаю, что в сезон это не изменится.

3. В целом, мне в Крыму понравилось, несмотря на некоторые вещи, которые бесят. Но такие вещи есть везде. Надеюсь, их станет меньше.

4. Любые рассуждения о политике в комментариях считаю крайне неуместными, на бытовые вопросы отвечу – но многого не ждите, я был там недолго, видел мало и был сильно занят делами, по которым приехал.

5. Переходите на Telegram, я все больше буду уходить туда из других пабликов. Это, как выяснилось, очень экономит время, которого у меня сейчас отчаянная нехватка. Публикация в ФБ или ЖЖ съедает остаток дня комментами и дискуссиями, а в телеграме выложил – и забыл. Красота!

Возросшая популярность Крыма оборачивается для отдыхающих обратной стороной: дешевые билеты на самолет заканчиваются задолго до того, как большинство граждан успевают спланировать отпуск. Из-за невозможности железнодорожного транзита через территорию Украины альтернативой самолету становится автомобиль.

Туда

Поездка в Крым на обычной машине B/C-класса вполне доступна любому нормальному водителю, вопрос в планировании маршрута и отдыха. Идеально, если водителей в машине двое: это сильно облегчает путешествие. Дополнительно его облегчат всякие приятные мелочи типа сумки-холодильника с небольшим запасом еды, смартфона с программой, отслеживающей дорожные камеры, и транспондера T-pass, позволяющего проезжать пункты взимания платы на трассе с минимальными задержками.

Но если без вышеперечисленного можно обойтись, то без билетов на паром через Керченский пролив, которые можно приобрести на сайте Gosparom.ru , лучше не обходиться: покупка билетов на месте серьезно увеличит время ожидания, поскольку билеты продаются на определенные тайм-слоты. Как показывает практика, оптимальный промежуток для едущих из Москвы - от 15:00 до 21:00 дня, следующего за выездом.

С этим набором (кроме транспондера, о котором забыли) корреспондент «Ленты.ру» с семьей тронулся в путь утром 16 июля из ближнего Подмосковья, выехав на пересечение МКАД и трассы М4 примерно в 5:30. Это позволило проскочить ближайшие к Москве пункты оплаты практически без очередей, даже несмотря на отсутствие транспондера, однако очереди в Тульской и Воронежской области увеличили продолжительность пути примерно на час.

Маршрут пролегал по М4 через Воронеж на Ростов-на-Дону, который был основной целью первого дня пути, - мотель для ночлега мы бронировали в Батайске, ближайшем пригороде Ростова. В том случае, если бы в первый день удалось проехать дальше, резервным вариантом ночлега был Тимашевск в Краснодарском крае, но выполнить программу-максимум не удалось.

Главным препятствием стали пробки в Воронежской области, возникающие незадолго до Лосево и продолжающиеся с перерывами почти до Богучара на еще не расширенных (или только расширяющихся) участках трассы. Объехать часть этих пробок по районным трассам через Бобров и Бутурлиновку вполне возможно - районные дороги в Воронежской области куда лучше, чем в Московской, но это личный выбор каждого, и не факт, что в итоге удастся сэкономить время.

Нам не удалось, хотя ехали мы больше, чем стояли, и в итоге в Батайск попали в третьем часу ночи - более чем через 21 час после выезда, который был назначен, пожалуй, на слишком позднее время. Следует понимать, что участники пробок, весьма значительную долю которых составляют машины туристов из центральных областей России, трогаются примерно в одно и то же время, и если вы стартуете хотя бы на сорок минут раньше и сохраните этот отрыв в пути, то стоять в Воронежской области во второй половине дня вам придется куда меньше. Гнать без остановки при этом не стоит - другим участникам движения точно так же требуется и заправка, и отдых, и перерыв на обед, так что смысла в подвигах на трассе просто нет.

Второй день был куда проще: выехали в девять утра из Батайска и проложили маршрут не по основной трассе через Краснодар, а через станицы, ближе к побережью Азовского моря. Особо не торопясь, в порт Кавказ мы доехали к 16:30. Здесь сильно выручили электронные билеты, благодаря которым мы попали на паром, несмотря на загруженную стоянку, уже через полтора часа. Покупавшим билеты на месте везло не всегда, некоторые уехали на тот берег только в десятом часу вечера.

Паром, впрочем, в тот день не отличался особой торопливостью: прежде чем отправиться в путь, почти час на борту искали «зайцев», обнаружив расхождение между количеством сданных билетов и прошедших на борт пассажиров, так что из порта Крым на западном берегу Керченского пролива нам удалось выехать только около восьми вечера.

Дороги Крыма

Они разные. Но трасса Керчь - Феодосия в некоторых местах способна напугать даже жителей заштатных городков и поселков Тверской и Московской областей, а как на ней себя чувствуют кубанцы с их почти идеальными трассами - сказать сложно. В районе Феодосии движение встает наглухо из-за ремонта. Навигатору, предлагающему объезд к северу от основной дороги, верить можно, но осторожно. Если у вас полноприводный автомобиль, поездка по грунтовке вдоль железнодорожной ветки Керчь - Джанкой и Северокрымского канала станет просто интересным приключением. Впрочем, VW Jetta на поверку оказался крепче, чем представлялось, и пережил «стиральную доску» грунтовки без потерь. Наградой стали неожиданные встречи на ночной полузаброшенной трассе с местной живностью - от котят и щенков до сов и ежиков и живописные развалины по сторонам. Нотку неожиданности добавил старый МАЗ-сеновоз, плывший в густой пыли и языках тумана без задних огней - внезапное появление этого дорожного призрака в свете фар добавило адреналина.

Обратно на трассу Феодосия - Симферополь мы вернулись через Журавки и Первомайское у Старого Крыма и без приключений добрались до цели, которой в нашем случае была Кача.

Поездка на автомобиле в Крым сама по себе дает дополнительный бонус в виде повышенной мобильности на месте: тратиться на такси не придется. Этим бонусом мы воспользовались по полной программе, намотав за 14 дней отдыха около 1200 километров - от «пятиминутных» заездов на местный рынок до путешествия с охватом большей части курортной зоны Крыма - сначала на восток через Симферополь до Морского, с преодолением знаменитой трассы Белогорск - Приветное с изрядным куском горной грунтовки, а затем обратно - на запад вдоль ЮБК, с посещением Никитского ботанического сада под Ялтой и Севастополя.

В эти дни Крым навещал Дмитрий Медведев, при этом сообщалось, что премьер специально планировал обсуждение местных дорожных проблем. Проблемы определенно есть. Некоторые участки выглядят так, будто их не ремонтировали с тех времен, когда крымские дороги вредительски портил немецкий полководец Манштейн, а на иных покрытие времен императора Траяна явно снял Мамай при отступлении в Феодосию после поражения от Дмитрия Донского. Впрочем, работы ведутся: многие отрезки становились лучше прямо в то короткое время, что мы были на полуострове.

Обратно

Обратный путь, для которого мы также заранее обзавелись билетами на паром, на сей раз на отрезок 11-17:00 с учетом более короткой дороги до пролива от Качи, чем от Ростова, оказался куда проще. Старт в пять утра из Качи позволил проскочить феодосийский отрезок до формирования пробки в восточном направлении и оказаться в порту Крым к 10 часам утра. Встречный поток с полуострова на Тамань пока куда менее «полноводен»: до середины августа народ в основном едет на полуостров, а не обратно, поэтому в порту Кавказ мы оказались уже через час, а к семи часам вечера достигли Батайска тем же путем, что и по дороге «туда».

Чего не надо делать

Гнать. Оставляя в стороне рассуждения о том, что нарушать ПДД - плохо, это просто а) дорого - камер достаточно много, б) неэффективно - нередко те из пролетевших по трассе со скоростью 140-150 машин, что были поприметнее, обнаруживались спустя несколько часов рядом, в той же пробке - короткие скоростные отрезки плохо работают на длинной дистанции, в) опасно. ДТП встречались чаще, чем хотелось бы, в том числе два смертельных на обратном пути.

Что надо делать

Получать удовольствие. В Крым на машине - это приключение родом из детства. Возможность быстро добраться самому до интересных мест - а их десятки и сотни в стороне от основных транспортных артерий полуострова - стоит того, чтобы ею воспользоваться. Хорошего отдыха!

Новое на сайте

>

Самое популярное