Домой Вопросы Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год. Путин: террористов, взорвавших А321, найдут в любой точке планеты Усилить операцию в Сирии и обратиться к партнерам

Погибший рейс: что известно о причинах крушения A321 спустя год. Путин: террористов, взорвавших А321, найдут в любой точке планеты Усилить операцию в Сирии и обратиться к партнерам

Менее чем за полгода на Ближнем Востоке, который сегодня является самым нестабильным и «горячим» регионом мира, произошло два крупнейших теракта с пассажирскими авиалайнерами. Один из них российский. Похоже, террористы радикальных исламских группировок сделали ставку на атаку против гражданской авиации.

Осень 2015 года была омрачена для России самым крупным в истории гражданской авиации страны воздушным терактом: 31 октября 2015 года самолет компании «Кагалымавиа» был взорван в небе над Синайским полуостровом над территорией Египта. Погибло 214 человек. И вот – ровно через шесть месяцев – новый теракт в этом же регионе. 19 мая самолет Airbus A320 компании EgyptAir, вероятнее всего, был уничтожен над Средиземным морем. На борту находились 66 человек.

Российский самолет выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Самолет египетской компании – рейс MS804 из Парижа в Каир. С самолетом египетской компании пока еще не всё ясно. Он просто пропал с экранов радаров, с ним была утрачена связь, и долгое время о судьбе лайнера ничего не было известно.

Однако позже обломки пропавшего аэробуса были обнаружены в Средиземном море к югу от греческого острова Карпатос в юго-восточной части Эгейского моря. Стало понятно, что если теракт и не единственная версия катастрофы, то явно основная.

На обоих бортах большинство пассажиров были туристами, летевшими отдыхать на курорты Египта или возвращавшимися оттуда. И вот два крупных теракта в течение довольно короткого времени. И цель террористов достигнута. Нанесен ошеломительный удар по египетской экономике, для которой сегодня в нынешнем, кризисном и нестабильном в политическом плане состоянии туризм является чуть ли не единственным источником доходов. Кроме того эти происшествия вызвали серьезный резонанс во всем мире.

Самолеты являются не случайным выбором для террористов всего мира. Главное оружие террористов вовсе не взрывчатка. Главное оружие: максимальная гласность, паника и страх. И именно гражданская авиация – самый удобный инструмент. Теракт направлен не только на людей, которые находятся на борту воздушного судна, уничтожаемого террористами. Но и на членов их семей, на всех тех, для кого катастрофа в небе будет не просто строчкой в газетных сообщениях. А будет чем-то личным и близким.

Кроме того, несмотря на то, что авиация не является самым опасным видом транспорта – это только распространенный миф, катастрофы на железной дороге гораздо более часты – противодействовать терактам в авиации очень сложно. Меры безопасности в аэропортах уже близки к абсурдному пределу, скоро из-за проверок придется приезжать в аэропорт за 4-5 часов до рейса, чтобы пройти все необходимые рубежи проверок. Но даже это не обеспечивает полную безопасность. Авиация из всех видов транспорта наиболее уязвима.

Кроме того, разрушение воздушного судна на высоте до 10 километров при скорости минимум 600 километров в час не оставляет шансов никому из находящихся на борту людей. Их гибель практически неизбежна. И счет жертвам каждый раз идет на десятки, а то и на сотни человек.

Мы напомним о самых крупных терактах в воздухе, которые случились в последней четверти XX и начале XXI веков.

  1. Атака 11 сентября 2001 года в США

Это самая знаменитая и самая крупная и, пожалуй, самая эффективная террористическая атака в истории человечества , если конечно, не причислять к терактам (а это было бы логичным) трагедии Герники, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки.

Группа террористов 11 сентября 2001 года угнала сразу четыре авиалайнера и использовала их как воздушные брандеры. В военно-морском флоте, брандеры – это корабли, предназначенные для тарана и подрыва кораблей противника. Террористы использовали гражданские воздушные суда точно таким же образом, атаковав несколько целей на территории США.

Этот теракт оставляет много вопросов. Несмотря на то, что ответственность за теракт взяли на себя «Аль-Каида» 1 , ультратеррористическая исламская организация ваххабитского толка и ее лидер Усама бен Ладен , остается много вопросов, кто и зачем организовал эту атаку.

Объекты и результаты атаки:

Нью-Йорк

1) Рейс 11 American Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в северную сторону северной башни (ВТЦ-1) на уровне 94–98 этажа.

2) Рейс 175 United Airlines, самолет Boeing 767-200. Врезался в южную сторону южной башни (ВТЦ-2) на уровне 78–85 этажа.

Жертвы: 60 пассажиров и членов экипажа, более 600 человек, находившихся на верхних этажах южной башни ВТЦ.

А всего в Нью-Йорке погибло 2753 человека.

Пентагон

3) Рейс 77 American Airlines, самолет Boeing 757-200. Врезался в здание штаб-квартиры минобороны США Пентагон в городе Арлингтон, штат Виргиния.

Жертвы: 125 человек на земле и 59 пассажиров и членов экипажа.

Пенсильвания

Рейс 93 United Airlines, самолет Boeing 757-200 (бортовой номер N591UA). Упал на поле возле городка Шанксвилл в юго-западной части Пенсильвании, не долетев 240 км до Вашингтона, который был целью террористов.

Жертвы: 40 человек.

  1. Ирландия, 23 июня 1985

Крупнейшая авиакатастрофа в нейтральных водах, первый теракт на самолетах Boeing-747 и крупнейший теракт в истории Канады. Тогда сикхскими террористами, борющиеся против властей Индии за отделение своего региона, был подорван в воздухе над Атлантикой индийский гражданский лайнер Boeing-747 авиакомпании AirIndia, летевший по маршруту Монреаль–Лондон–Дели–Бомбей.

Объекты и результаты атаки: рейс AI182 AirIndia Boeing 747-237B. Внутренний взрыв и полное разрушение авиалайнера в воздухе у берегов Ирландии в 70 километрах от ирландского города Корка.

Жертвы: 329 пассажиров и членов экипажа.

  1. Шотландия, 21 декабря 1988 года

Это был крупнейший теракт над территорией Британии. Над шотландским городом Локерби был взорван в воздухе авиалайнер Boeing-747, следовавший маршрутом Лондон–Нью-Йорк. Погибли не только пассажиры и экипаж воздушного судна, но и люди на земле. Обломки самолета рухнули прямо на жилые кварталы Локерби.

США и Британия тут же обвинили в теракте ливийские спецслужбы, причем ответственность за теракт была возложена лично на ливийского лидера Муаммара Кадаффи . Позже эта версия была поставлена под сомнение.

Объекты и результат атаки: рейс PA103 Pan American Boeing 747-121. Внутренний взрыв, полностью разрушивший авиалайнер в воздухе, обломки упали в пределах городской черты Локерби.

Жертвы: 259 пассажиров и членов экипажа и 11 жителей Локерби.

  1. Сахара, пустыня Тенере, 19 сентября 1989 года

Крупнейший воздушный теракт в центральной Африке и продолжение истории противостояния спецслужб Запада и ливийских властей. Лайнер McDonnell Douglas DC-10-30 французской авиакомпании Union de transports aériens (UTA), выполнявший рейс по маршруту Браззавиль–Нджамена–Париж, был взорван над пустыней Тенере в Нигерии в окрестностях города Бильма.

И снова были обвинены ливийские спецслужбы. И снова никто ничего не доказал.

Объекты и результат атаки: рейс UT-772 UTA самолет McDonnell Douglas DC-10-30. Внутренний взрыв и полное разрушение воздушного судна. Обломки упали в пустынной местности Тенере.

Жертвы: 170 пассажиров и членов экипажа.

  1. Египет, синайский полуостров, 31 октября 2015

Крупнейший теракт над территорией Египта и в истории российской гражданской авиации. В результате беспечности сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха террористам синайского подразделения запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство» 1 (ИГ 1) удалось пронести на борт российского самолета взрывчатку. В результате авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании Metrojet («Когалымавиа»), следовавший из Шарм-эль-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург, был взорван на севере Синайского полуострова в 100 км от города Эль-Ариш.

Объекты и результат атаки: рейс 9268 Airbus A321-231 Metrojet («Когалымавиа»). Внутренний, взрыв, полностью разрушивший воздушное судно.

Жертвы: 224 пассажиров и членов экипажа.

С каждым годом опасность террористических атак возрастает. И стоит надеяться, что участие России в борьбе мировым терроризмом остановит, наконец, эту тревожную тенденцию.

Скачать оригинал:

1 Организация запрещена на территории РФ.

Пёстрая толпа туристов, яркий подводный мир, манящий дайверов со всего света, - все это привлекает путешественников. Россияне рвались туда, как на вторую дачу: хотя бы недельку отдохнуть от работы и пожариться на солнце. Летали целыми семьями, пока авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 не вынудила содрогнуться всю страну.

Трагическое происшествие

Туристическая группа фирмы «Бриско» возвращалась чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Несмотря на раннее утро (вылет в 5.50 местного времени), пассажиры пребывали в отличном настроении. Они выкладывали снимки удавшегося отдыха в социальные сети. Была суббота, а в понедельник многим предстояло окунуться в кого-то ждала работа, кого-то - учёба.

Авиалайнер Airbus A321-231 EI-ETJ, прибывший из Самары, принял на борт 217 пассажиров. Им и семерым членам экипажа к 12 часам дня предстояло оказаться в Северной столице, где многих ожидали в аэропорту родные и близкие. Набрав за 23 минуты заданную высоту в 9400 метров, на скорости 520 км/час воздушное судно внезапно пропало с радаров. В 6.15 (7.15 Москвы) самолёт рухнул в районе Синайского полуострова близ аэропорта Эль-Ариш - самой горячей точки Египта, где правительственным войскам противостояли исламисты Аль-Каиды.

Версии трагедии

Встречающие рейс 9268 в аэропорту Пулково с тревогой следили за табло, на котором высвечивалась информация: «Прибытие задерживается». А к вечеру уже вся страна знала, что обломки пропавшего с радаров воздушного судна обнаружены египетскими властями. Разбросанные на протяжённости 13 километров, с оторвавшейся хвостовой частью, они были показаны по телевидению, что вызвало множество версий специалистов о возможных причинах катастрофы. Наиболее достоверными считались три:

  • Технические неполадки, связанные либо с отказом двигателя, либо с "усталостью" металла. В хвостовой части обнаружили следы ремонта обшивки после того, как в 2001 году воздушное судно при приземлении в аэропорту Каира задело хвостом асфальт. Образовавшаяся микротрещина могла с набором высоты вызвать разрушение самолёта.
  • Авиакатастрофа в Египте - это ошибки экипажа.
  • Террористический акт.

На месте трагедии начала работать комиссия МАК, возглавляемая представителем Египта Айманом аль-Муккадамом. В неё вошли представители России, Франции, Германии, США и Ирландии. После изучения доказательств и расшифровки две первые версии были признаны несостоятельными.

Воздушное судно

Катастрофа A321 над Синайским полуостровом стала самой крупной в истории Египта и современной России. Аэробус принадлежал компании «Когалымавиа», которая подверглась тщательной проверке. Было выяснено, что после аварийной ситуации 2001 года ремонт воздушного судна проводился во Франции на заводе-изготовителе, после чего были проведены все необходимые испытания. За 18 лет эксплуатации лайнер налетал менее 50% своего ресурса (57428 часов) и находился в исправном состоянии. Об этом свидетельствуют еженедельные технические проверки, последняя из которых была осуществлена 26.10.2015. Бортовые самописцы не обнаружили сбоя в работе систем. До 23-й минуты полёт проходил вполне штатно.

Экипаж

Сорокавосьмилетний командир экипажа Валерий Немов - выпускник СВААУЛШ (ставропольского военного училища). Он один из немногих, кто в сложные 90-е годы переучился на На «Аэробусах» летал с 2008 года, имея 12 тысяч часов налёта, что свидетельствует о его колоссальном опыте. Второй пилот также пришёл из военной авиации, будучи ветераном Чеченской кампании. После ухода на пенсию, Сергей Трухачёв переучился на А321, пройдя подготовку в Чехии. Летал на них более 2 лет. Общий налёт составил 6 тысяч часов. Оба пилота были на хорошем счету в своей авиакомпании. Немова даже преждевременно вызвали из отпуска, чтобы отправить в печально известный рейс 9268.

Официальная версия

Спустя две недели после трагедии версию о теракте официально озвучил руководитель ФСБ во время встречи с президентом РФ. В подтверждение своих слов он привёл следующие доказательства:

  1. Американские спутники зафиксировали тепловую вспышку над Синаем во время катастрофы, что говорит о произошедшем взрыве на борту самолёта.
  2. Фрагмент фюзеляжа имеет пробоину диаметром около одного метра. Её края выгнуты наружу. Это свидетельствует о том, что источник взрыва находился внутри.
  3. При расшифровке самописца, фиксирующего переговоры, перед прерыванием записи слышен посторонний шум, характер которого может быть отнесён к взрывной волне.
  4. Авиакатастрофа в Египте вызвала большой общественный резонанс. Спустя время не только признали ответственность за совершение теракта, но и на страницах журнала Dabig выложили фото самодельного взрывного устройства (СВУ).
  5. У части погибших обнаружены травмы, свидетельствующие о гибели от последствий взрыва (ожоги, разрывы тканей).
  6. Во фрагментах осколков, багаже и на теле жертв найдены следы взрывчатых веществ - молекулы тротила.

Мощность взрыва оценивалась в 1 килограмм Предположительное местонахождение СВУ - хвостовая часть самолёта. Ибо взрывная волна продвигалась вперёд, но разлом фюзеляжа воспрепятствовал её дальнейшему продвижению.

Авиакатастрофа в Египте: кто виноват?

После появления российской версии стало известно, что в аэропорту Египта задержано 17 служащих. Главным вопросом стал один: "Как СВУ попало на борт лайнера?" ФСБ начало изучать биографии 34-х пассажиров (11-ти мужчин и 23-х женщин), на теле которых оказались молекулы тротила. Но официальный Египет вскоре заявил, что нет доказательств для однозначного утверждения о теракте на борту самолёта. Никто из служащих не был реально арестован. Российские власти объявили о вознаграждении в 50 миллионов долларов за любые сведения о террористах.

Лишь в феврале 2016-го от президента Египта прозвучало официальное признание теракта. Было выяснено, что бомба была изготовлена из пластита, используемого для создания боевых снарядов. Она приведена в действие часовым механизмом. Авиакатастрофа в Египте 31 октября 2015 показала, что система безопасности в аэропорту не отвечает международным стандартам. СВУ могло попасть на борт с фирмой, поставляющей продукты, через сотрудников, имеющих доступ на взлётную полосу, а также через ручную кладь во время проверки багажа. Последние данные таковы, что находилось в салоне в непосредственной близости от места 31А. Все эти факты привели к запрету продажи туров на отдых в Египте.

Пассажиры рейса

EI-ETJ - последние цифры номера аэробуса. По ним авиаторы называли между собой борт «Джульеттой», ласково - «Джулькой». В то трагичное утро она разбила три авиационных брака и погубила молоденького стюарда, вышедшего на замену вместо уволившегося из-за страшного сна коллегу. А ещё унесла с собой жизни 217-ти пассажиров, 25 из которых - дети. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - это целые семьи, десятки разрушенных любовных историй, младенцы, которым никогда не суждено стать взрослыми. Этим рейсом с родителями летела десятимесячная Дарина Громова. Её фотографию мама выложила в социальную сеть перед вылетом. Девочка стоит в аэропорту лицом к взлётной полосе, а внизу подпись: «Главный пассажир». Эта картинка стала символом трагического рейса, из которого никто не сумел вернуться.

Почти все пассажиры - россияне, 4 человека - граждане Украины, 1 - Белоруссии. Большинство - жители Санкт-Петербурга, хотя есть и представители других областей: Псковской, Новгородской, Ульяновской. Погибшие в авиакатастрофе в Египте - люди различных профессий. Ещё пока родственники занимались опознанием тел, неравнодушные люди формировали коллективный портрет пассажиров, по крупицам собирая сведения о них. Была создана замечательная галерея, где о каждом нашлось много хороших слов.

Почти год спустя

31 июля Москва и Петербург провели акцию в память о погибших над Синаем. Прошло 9 месяцев: многие родственники получили компенсации, опознали и похоронили своих близких, но не утихла боль. 5.08.2016 пришло сообщение, что сорок пять боевиков во главе с Абу Дуа аль-Ансари, по чьей вине произошла авиакатастрофа в Египте, уничтожены в ходе боевой операции под Эль-Ариш. Так хочется верить, что подобное больше не повторится никогда!

Крупнейшая в истории российской и советской авиации авиакатастрофа произошла утром 31 октября на Синайском полуострове. Самолет «Когалымавиа», следовавший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился через 23 минуты после вылета. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли.

Ответственность за крушение A321 дважды взяла на себя террористическая и запрещенная в России организация «Исламское государство». Однако сначала в Минтрансе назвали эту информацию недостоверной. Египетские власти также отказались признавать версию теракта.

Впервые о том, что на борту A321 мог произойти теракт, вскоре после авиакатастрофы начали сообщать западные СМИ. Версию о теракте считали «весьма вероятной» власти США и Великобритании, ссылаясь на данные разведки. Би- би-си со ссылкой на свои источники сообщало, что бомбу могли пронести на борт самолета непосредственно перед его вылетом. The Sunday Times даже называла взрыва. По данным издания, им мог быть Абу Осама аль-Масри — главарь местной террористической организации «Синайская провинция», которая присягнула «Исламскому государству».

Полеты в Египет уже через три дня после авиакатастрофы запретил ряд стран и авиакомпаний, но Москва приняла такое решение только 6 ноября. Сначала в Кремле запрет на полеты в Египет с тем, что приоритетной версией крушения A321 является теракт. Однако позже премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что версия теракта все же .

8 ноября участник расследования крушения A321 сообщил Reuters , что следователи на 90% уверены в том, что звук, записанный самописцем в последние секунды полета, . На следующий день разведка США заявила, что российские чиновники , однако до сих пор Москва не называла ни одной приоритетной версии.

Взрывчатки мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте более чем достаточно, чтобы привести к авиакатастрофе, заявил РБК директор Научного Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд. По его словам, конструкция самолета представляет собой набор силовых элементов и оболочек. Если нарушить герметичность этих элементов, то самолет буквально разрывает, поскольку в салоне лайнера давление как на земле и разряженное за бортом. «То есть самолет взрывается как шарик», - отметил Фридлянд. По его мнению, взрывчатка могла располагаться в хвостовой части самолета, вероятно, в багажном отсеке, поскольку эта часть A321 приземлилась отдельно от остальных обломков.

ВСЕ ФОТО

Во вторник также стало известно, что российские спецслужбы объявили крупную награду за информацию о причастных к теракту на борту А321. "Федеральная служба безопасности обращается к российской и международной общественности за содействием в установлении террористов. За предоставление сведений, способствующих задержанию преступников, будет выплачено вознаграждение в размере 50 миллионов долларов США", - говорится в сообщении Центра общественных связей ФСБ РФ.

"Мы их найдем в любой точке планеты и покараем"

В ответ на заявление Бортникова президент Владимир Путин на совещании в Кремле пообещал найти и покарать всех террористов, устроивших этот теракт. Глава государства обратился к собравшимся с речью:

"Россия не в первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями, чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних, так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем.

При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае - внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом.

Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно.

Я прошу Министерство обороны и Генеральный штаб представить соответствующие предложения. Я проверю, как идет работа.

Прошу Министерство иностранных дел Российской Федерации обратиться ко всем нашим партнерам. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей.

Мы будем действовать в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающей право государств на самооборону.

Все, кто попытается оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах.

Я прошу все наши специальные службы сосредоточиться на этой работе".

На Западе в версии теракта практически не сомневались

Cамолет А321 авиакомпании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился 31 октября на севере Синайского полуострова. На борту находились 217 пассажиров и семь членов экипажа, все они погибли.

Западные официальные лица уже через пару дней после катастрофы заявили, что, по всей видимости, крушение произошло в результате теракта - самолет упал из-за взрыва пронесенной на борт бомбы. В то же время российские власти, хотя и наложили временный запрет на полеты российской авиации в Египет, буквально до последнего времени заявляли, что ключевой версии катастрофы пока нет, и призывали не делать скоропалительных выводов.

Примечательно, что Владимир Путин, хотя и не говорил о версии теракта, однако, выразив на четвертый день после катастрофы соболезнования родным погибших, заверил , что "запугать Россию никому не удастся". Через несколько дней премьер-министр РФ Дмитрий Медведев прямо объявил, что на борту российского самолета мог произойти теракт.

Путин, который утром в понедельник рассказал на встрече в рамках саммита G20 в Турции с премьер-министром Италии Маттео Ренци о скором завершении следствия по делу о крушении самолета, еще накануне вечером призывал журналистов не торопиться с выводами о причинах катастрофы. "Да, мы знаем о всех версиях, все версии рассматриваются", - уклончиво сказал глава государства на пресс-конференции по итогам саммита G20, подчеркнув, что "окончательный вывод можно будет сделать после проведения и завершения экспертиз".

Ранее сообщалось, что в Москву были доставлены смывы и соскобы с фрагментов А321 для проведения проверки на содержание взрывчатки. Во вторник источник, знакомый с ходом расследования, рассказал "Интерфаксу" , что следы взрывчатых веществ на обломках были выявлены при помощи спектрального анализа.

Отметим, что на Западе в последние дни практически не сомневались в версии теракта. Так, накануне в опубликованном британскими властями сообщении говорилось, что Лондон планирует изменить подход к авиационной безопасности из-за этой авиакатастрофы. Причем в пресс-релизе однозначно отмечалось, что причиной крушения был теракт, организованный, вероятнее всего, группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ).

Российские же силовики до последнего не давали никаких комментариев относительно крушения A321. На прошлой неделе в администрации президента РФ пояснили причины столь странного на фоне многочисленных сообщений западной прессы молчания представителей силовых ведомств РФ о версиях катастрофы. "Разведка не должна трезвонить. Как правило, сообщения передаются, когда разведка провалилась", - заявил глава АП Сергей Иванов.

Боевики ИГ заявляли, что организовали взрыв на A321

Боевики ИГ с момента крушения неоднократно заявляли , что именно они организовали теракт, в результате которого разбился российский лайнер, - в качестве мести за бомбардировки РФ в Сирии.

Пресса называла и конкретное имя организатора, приводя данные британской разведки о том, что виновен в теракте египетский проповедник Абу Усама аль-Масри , именующий себя "эмиром ИГ в Синайском вилайяте". Ранее он разместил в интернете аудиозапись с признанием в причастности к катастрофе.

В Кремле же настойчиво призывали не связывать крушение А321 с военной операцией России в Сирии. "Какие-то гипотетические размышления на этот счет неуместны. И потом, это абсолютно разные измерения, абсолютно разные вопросы. Не нужно это увязывать", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в начале ноября, отвечая на вопрос, может ли повлиять на ход операции России в Сирии подтверждение такой версии причины катастрофы, как теракт. После введенного Путиным запрета на полеты российских авиакомпаний в Египет Песков также заявил, что решение не означает , что основной версией следствия о причинах крушения А321 является теракт.

Тем не менее теперь, когда версия теракта официально подтверждена, Путин напрямую увязал возмездие террористам с военной операцией в Сирии, заявив, что вылеты российской авиации в Сирии, бомбящей, по данным Минобороны, позиции ИГ, не только продолжатся, но и будут усилены. Таким образом, хотя президент и не назвал в качестве виновных боевиков ИГ, он дал понять, что в теракте замешаны именно они.

Ряд независимых специалистов в качестве приоритетной рассматривают версию теракта на борту военного самолета Ту-154, который потерпел крушение через несколько минут после взлета.

Он вылетел с сочинского аэропорта "Адлер" и направлялся в сирийскую Латакию. В нем находились, по последним данным, 92 человека, среди которых - журналисты, Ансамбль песни и пляски имени Александрова, высокопоставленные военнослужащие. По данным Минобороны, никто из них не выжил. Самолет предположительно вез секретные документы. Артисты собирались выступить в Алеппо, который был занят сирийскими войсками в декабре, рассказал "Медузе" сотрудник коллектива. Это противоречит информации в ведущих российских СМИ, согласно которой концерт предполагалось провести на авиабазе "Хмеймим".

Газета "Коммерсант" приводит мнение майора ВВС, летчика-инструктора Андрея Красноперова, который практически не сомневается в том, что лайнер взорвался в воздухе. В качестве главных аргументов, выдвигаемых в пользу такого предположения, он называет два факта, которые установлены к настоящему моменту: во-первых, слишком большой разброс обломков, достигающий 15 км; во-вторых, слишком резкое и скорое прерывание полета после момента взлета.

Видео, снятое камерой наблюдения предположительно во время крушения Ту-154 в Сочи

"Это слишком подозрительно, что самолет после взлета в наборе высоты пропадает с экранов радара", - заявил он, отметив, что "резкое падение "резкое падение… бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось".

Эта катастрофа напомнила ему гибель гражданского лайнера А321 в Шарм-эш-Шейхе, где поначалу российские власти также всячески отказывались признавать версию теракта и лишь позже вынуждены были согласиться с тем, что имел место взрыв на борту.

"Ситуация, возможно, схожа с трагедией в Шарм-эш-Шейхе, там тоже после взлета прошло совсем немного времени", - звучало мнение.

"Летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. Значит, что-то было такое нештатное, резкое на седьмой минуте полета… На экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается", - продолжал летчик.

Инструктор не сомневается, что при таких условиях лишь умышленно спровоцированный взрыв мог неожиданно прервать полет судна.

"…Если бы самолет падал целый, то такого бы не было разлета осколков, поверьте, - завели эксперт. - Самолет развалился, просто развалился, значит, взорвался, значит, где-то кому-то дали чемоданчик, учитывая, что это был рейс в Сирию, и летели музыканты из ансамбля, могли что-то пронести с этими музыкальными инструментами, кто-то что-то мог подложить. Поверьте, такой разлет осколков бывает только при разрушении самолета в воздухе. Просто он взрывается, и все. А когда лайнер просто падает, получается пятно масляное, и потом всплывают части. Самолет, если он падает, пикирует в воду, просто исчезает, его находят через какое-то время. А тут даже нашли человека уже, который уже в прибрежной зоне пострадал от обломков. Это говорит о том, что обломки падали на землю в беспорядочном падении, значит, он взорвался в воздухе".

В свою очередь издание "Открытая Россия" приводит слова авиаэксперта Вадима Лукашевича, который также обратил внимание на большую площадь рассеивания элементов лайнера.

"…Отмечается, что обломки рассыпаны по площади в полтора километра. А это много, потому что это может быть свидетельством того, что самолет начал разрушаться еще в воздухе… А если в воздухе - то это теракт. Потому что невозможно, чтобы при ошибке пилотирования самолет разрушился в воздухе. Это нужно сорвать его, например, в штопор, и это очень сложно было бы сделать. А если это техническая неисправность, то, все равно, не бывает таких неисправностей, которые приводят к разрушению в воздухе", - сказал специалист.

В беседе с Русской службой "Би-би-си" он подтвердил, что версию теракта исключать не стоит.

"…Исключать возможность взрыва на борту нельзя… В случае, если выяснится, что обломки самолета лежат на большой площади, то это будет означать, что разрушение Ту-154 началось в воздухе", - высказался Лукашевич, указав, что считать этот самолет старым и непригодным к эксплуатации нельзя.

В разговоре с "Новой Газетой" он предоставил более расширенное объяснение своей позиции, которая во многом соответствует рассуждениям Красноперова.

"Когда взорвали Airbus над Синаем, весь мир знал, что это теракт, - объяснял Лукашевич. - Все разведки сообщили, одни мы две недели дурака валяли. Просто если это теракт, нужно понимать, что это ответ нам за Алеппо… Когда взорвали самолет над Синаем, все понимали такую вещь - это Шарм-эш-Шейх, плохая система безопасности, радикальные группировки. Сегодняшний контекст - убийство нашего посла в Турции сотрудником госбезопасности. Сегодня мы понесли потери уже в Министерстве обороны… Наиболее вероятными называют ошибку пилотирования и техническую неисправность. Но дело в том, что за 7 минут полета самолет успевает набрать приличную высоту. Для той высоты обломки, найденные в совершенно разных местах - это слишком. Это говорит о том, что он начал разрушаться в воздухе. Никакая техническая неисправность не в состоянии привести к разрушению самолета в воздухе. Самолет - это достаточно надежная штука. Если разрушение начало происходить в небе, значит, уже там произошло что-то неординарное… Почему шасси оторвалось? Шасси у самолета могло быть оторвано, если он шел на посадку, если пилоты не успели его убрать. Но, понимаете, семь минут - это много, летчики не могли шасси не убрать. Если шасси было не убрано, они бы об этом сообщили. Стая птиц? Тогда должны вырубиться два или три двигателя сразу. Но на высоте два-три километра у них масса времени принять решение. Яркий пример - «чудо на Гудзоне»", - заключил специалист.

В свою очередь ранее упомянутый летчик-инструктор Красноперов в беседе с "Новой газетой" снова подчеркнул, что катастрофа напоминает ему трагедию над Синайским полуостровом.

"Та же история: самолет пропадает с радаров, потом выясняется, что, оказывается, у него оторвался хвост, и через огромное количество времени нам сообщают о теракте, - напомнил он. - Понимаете, летчику нажать кнопку сигнала бедствия - это доля секунды… Но тут пусто, обрыв связи. Дальше, разлет осколков самолета - на 15 км. Это значит, что он развалился в воздухе. Самолет крепкий, даже попадая в воду, у него, ладно, может отвалиться крыло, но он не развалится на части. Людей просто так не может раскидать на несколько километров (паспорт корреспондента нашли в нескольких километрах от шасси). … Он сел с целью дозаправиться… Что появилось на самолете после этой дозаправки? Здесь ведь не так, как на гражданских. После контроля документов подъезжают машины, загружают дополнительные вещи. Пронести что-то гораздо проще. Люди свои, все расслабленные, никто не думает о безопасности в этот момент".

Со своей стороны военный эксперт Александр Гольц также насторожился из-за того, "что российская власть сразу начала отрицать версию теракта", передает "Би-би-си". В то же время он признал, что самолеты Ту-154 являются морально устаревшими машинами.

Аналогичное мнение высказывает в беседе с "Комсомольской правдой" Александр Романов, бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов.

"В связи с тем, что обломки на значительном расстоянии сейчас разбросаны, это говорит о том, что самолет, возможно, уже разваливался в воздухе, - сообщил он. - И не исключено, что это был теракт (ситуация политическая сейчас очень сложная). Есть возможность говорить о каких-то диверсиях. Все, наверное, догадывались, куда летит самолет, и что-то могли подложить в багаж, еще куда-нибудь. То есть это, мне кажется, схоже с египетским случаем…", - отметил специалист.

По его словам, ключевой момент события связан с дозаправкой самолета в Сочи.

"Скорее всего, подъезжали сервисные службы, был какой-то довоз воды, естественно, были заправщики, были технические службы. Потому что должны были пройти все технические регламенты, всё выполнить техническое со стороны наземных служб. Поэтому народу подходило к самолету довольно много", - предположил он, пояснив, что в этот момент, вероятно, в багажный отсек была подложена мина.

В то же время он пояснил, что при иных обстоятельствах у экипажа была бы возможность подать сигнал бедствия, чего в данном случае сделано не было.

"За 7 минут самолет мог набрать порядка 3-4 тысяч метров, и оттуда все возможности передать у экипажа были, если бы не было какой-то неожиданной, внезапной ситуации, когда все происходило практически мгновенно, экипаж был лишен возможности передать о сложностях, которые возникли на борту. Поэтому, скорее всего, здесь был какой-то теракт", - резюмировал эксперт.

В департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ подтвердили, что потерпевший крушение самолет Ту-154 лишь недавно - осенью нынешнего года - прошел плановое обслуживание, а управлял им опытный пилот, сообщает "Интерфакс". Со своей стороны источник в экстренных службах также исключил версию об ошибке пилота и назвал "благоприятными" погодные условия в районе авиакатастрофы.

"Маловероятна и версия ошибки пилотов, потому как они имели большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов. Что касается метеоусловий в районе крушения, то они были благоприятными для выполнения полета", - сказал источник.

Таким образом, различные официальные лица в совокупности фактически исключили версию теракта. Тем не менее, власти не спешат обозначать эту версию даже в качестве одной из возможных, а вместо этого рассматривают техническую неисправность в качестве причины крушения лайнера.

Тем не менее, о том, что силовые структуры отрабатывают версию теракта, сообщает "Фонтанка". По ее данным, ФСБ проверяет всех лиц, занимавшихся обслуживанием самолета Ту-154. Источник в Минобороны рассказал, что Ту-154 выполнял функции так называемого "почтовика", перевозившего большой объем военных бумаг, среди которых могли быть и секретные депеши.

Следует отметить, что среди пассажиров разбившегося самолета - помимо музыкантов - были и высокопоставленные российские военные, в том числе генерал-лейтенант Валерий Халилов и глава военной полиции Минобороны России генерал-лейтенант Владимир Ивановский. Фамилии прочих погибших военнослужащих Минобороны РФ пока не раскрывает.

Известно, что на борту Ту-154 была съемочная группа телеканалов "Звезда" и НТВ, репортеры "Первого канала", а также бывший журналист РЕН ТВ.

В катастрофе погибла и глава благотворительного фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, которая летела на авиабазу Хмеймим, чтобы отвезти медикаменты в университетскую больницу Латакии.

По данным издания Life, артистам Ансамбля песни и пляски имени Александрова запретили разговаривать с прессой. Об этом Лайфу сообщили три артиста из разных групп ансамбля. Членов музыкального коллектива информируют по телефону о запрете интервью без предварительного согласования с администрацией.

Самолет российского Минобороны Ту-154 пропал с радаров утром в воскресенье через две минуты после вылета из Сочи. Лайнер упал в акватории Черного моря вблизи сочинского побережья. По факту падения Ту-154 возбуждено уголовное дело. В качестве основной версии крушения рассматривают техническую неисправность.

Сейчас в районе катастрофы ведется поисково-спасательная операция. По последним официальным данным Минобороны России, спасатели нашли и подняли на поверхность тела 12 погибших.

Новое на сайте

>

Самое популярное