Домой Миграционный учет Проект по созданию туристического маршрута. Дипломная работа: Составление туристских маршрутов по Иссык-Кульской области Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее

Проект по созданию туристического маршрута. Дипломная работа: Составление туристских маршрутов по Иссык-Кульской области Разработка туристического маршрута с целью показа наиболее

Если вы планируете пойти в поход,его нужно спланировать,ибо экспромтом в походы не ходят,разве что в пвд(поход выходного дня), да и при этом вы примерно представляете куда пойдете и как будет проходить ваш маршрут.

Как разработать маршрут туристического похода,будь то пеший водный или велосипедный,маршруты составляются по одному алгоритму

Алгоритм составления маршрута туристического

  1. Нужно выбрать район путешествия
  2. Выбор категории сложности(этот пункт мы опустим и оставим его профессионалам)
  3. Разработка «нитки»маршрута,мест посещения(т.е отрезка пути как и куда мы пойдем)
  4. Запланировать примерное время нахождения в пути(делается для того,чтобы запланировать кол-во продуктов,снаряжения и т.д)
  5. Разработка запасных вариантов и экстренных сходов с маршрута
  6. Подготовка заброски и выброски с района путешествия(если это планируется)
  7. Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечк и

Сначала поговорим какие бывают маршруты

маршруты бывают нескольких видов:

  • Линейные(т.е идем из точки А в точку Б)
  • Кольцевой маршрут(откуда мы пришли туда и возвращаемся,только другим путем)

  • Комбинированный маршрут(содержит и линейный и кольцевой маршруты)

Выбираем район путешествия

Выбор района путешествия наверное самое главное занятие при составлении маршрута.Место должно быть чем то примечательно:

  • Красивая природа
  • посещение по пути примечательных мест(музеи,церкви,горы,перевалы и т.д)
  • Желательно наличие воды по пути следования

Выбираем категории сложности похода

Категория сложности -является неотъемлемой частью для спортивного туриста,который зарегистрировался в МКК(Маршрутно-квалификационная комиссия ) и хочет получить звание либо значок))).Я думаю, для вас это будет лишним в настоящее время,поэтому опускаем данный пункт

Разработка «нитки»маршрута,мест посещения

Ниткой у туристов называется путь маршрута.Т.е все расстояние от начала и до конца пути является «ниткой». Разрабатывать нитку маршрута можно с помощью карты а можно с помощью компьютера,воспользовавшись программами sasplanet или google earth.В данных программах можно посмотреть карту маршрута и построить трек пути(нитку).

Наверное сейчас мало тех, кто составляет трек маршрута(нитку) с помощью бумажной карты,но такие есть,туристы старой закалки и профессионалы своего дела предпочитают именно работу с бумажной картой,даже при планировании маршрута путешествия

Я пользуюсь для разработки маршрута вышеназванными программами,составляю треки пути там же,сохраняю их и заливаю в навигатор.Поскольку с помощью программы можно посмотреть карту(как обычную,так и спутниковую),это значительно облегчает планирование маршрута.На карте сразу можно поставить маршрутные точки,измерить расстояние пути,запланировать точки отхода.Короче говоря рекомендую!!!.

Так же при планировании маршрута нужно запланировать интересные объекты посещения(если это требуется).

Разбить маршрут по дням

(Запланировать примерное время нахождения в пути)

Важный момент в планировании маршрута-запланированное время путешествия.Время нужно планировать всегда с небольшим «избытком».

Маршрут разбивают таким образом, чтобы каждый день начинался и заканчивался в подходящем для ночлега месте. Протяженность дневного перехода во многом зависит от характера местности. По лесу в день можно проходить до 12 километров. Я бы посоветовал не закладывать слишком большое расстояние в день. Я закладываю до 10 километров по пересеченной местности, поход всё-таки должен приносить удовольствие…

Важно! Не закладывайте в первый день длинное расстояние. К концу похода пройденное расстояние можно увеличить(рюкзаки стали легче, еды меньше, идти легче)

Естественно точно спланировать время не представляется возможным (испортилась погода, опоздали на транспорт и т.д). Но примерное планирование делать необходимо.Для этого нужно закладывать во время маршрута лишние дни.

В итоге:Время похода +дневка+ запасной день

6 дней похода+ дневка+ запасной день=8 дней

Пеший поход от точки А в точку Б, протяжённостью 60 километров, по грунтовой дороге. каждый день в среднем вы запланировали проходить по 10 километров. Т.е поход у вас продлиться 6 дней(безусловно можно запланировать и большее расстояние для перехода в день). Прибавляем к шести дням дневку(день отдыха, например для стирки, для бани,посещения достопримечательностей, на случай непогоды) и один запасной день.

Наметить места дневок,биваков

Наметить интересные для посещения объекты. Наметить удобные места стоянок (дневок,ночевок)

Выбор ночевки:

Выбор ночевки:

Для ночевок желательны зоны леса(если не таскаете с собой газ или примус)открытые участки лучше не выбирать, т.к возможен сильный ветер. Биваки должны устраиваться в близи водоемов или источников воды, желательно наличие дров, красивых пейзажей(все условия соблюсти ооочень трудно),без отклонения от маршрута, но если есть возможность вышеназванные условия весьма желательны.

Из словаря туриста:

Дневка :Однодневная остановка на отдых во время похода

Отсидка — вынужденная остановка на маршруте на один день или больше

Запасной день -элемент ресурса времени который закладывается на поход

Наметить аварийные и запасные варианты

Что такое запасной вариант?

Вы спланировали пройти перевал одним способом, но по дороге вам вдруг встретилось препятствие(непогода,лавина), нужен запасной вариант прохождения пути.

Т.е препятствие труднее пройти чем вы планировали, вот в этом случае и нужен запасной вариант. Наличие запасного варианта обязательно нужно прорабатывать для каждого препятствия.

Например : Планируется пройти по лесной просеке. А если просека заросла? По какому пути следует идти в данном случае. Если перевал не пройти(Лавина). Какой будет запасной путь?

Путь преодоления препятствия должен быть как можно короче, по максимально легкопроходимой.

Аварийный выход необходим в экстренной ситуации, когда нужно максимальной быстро выйти к людям. Варианты аварийного схода с маршрута прорабатываются до каждого населенного пункта, находящегося вблизи маршрута.

Желательно чем больше точек аварийного схода вы запланируете тем лучше.

Точки должны отвечать следующим критериям:

  • Точка желательно должна быть недалеко от населенного пункта или являться им(город, деревня с медиком и т.д),в крайнем случае, просто если это будет удобное место, в которое может приехать машина(вертолет), чтобы забрать пострадавшего. Или место, с которого быстро можно добраться до людей.

Как уже говорилось ранее,чем больше аварийных сходов с маршрута, тем больше вы себя обезопасите в случае форс-мажорной ситуации.

Соответственно чем длиннее нитка маршрута,тем больше точке схода.

Подготовка заброски и выброски с района путешествия

Заброска — это предварительная доставка продуктов,снаряжения на наиболее доступный отрезок маршрута или в его начало.

Заброска осуществляется транспортом,вертолетом(если местность сложная и других путей подхода нет). Заброска достаточно дорогое удовольствие

Составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения,аптечки

Последнее в разработке маршрута это составление сметы,раскладки продуктов,снаряжения и аптечки туриста.Про аптечку туриста прочитать можете

Как разработать маршрут похода

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

В заключение отметим, что отечественный туризм имеет особенную историю, традиции и специфику, опираться на которые целесообразно при современном планировании и управлении туристскими процессами в регионах. Самодеятельный туризм являлся в СССР особенно удачной формой туризма, обеспечивая возможности занятия этой деятельностью большой доли населения.

Советы по планированию туристического похода. Виды походов. Особенности. Советы. Личный опыт. (10+)

Составляем маршруты туристического похода

Любой человек, который ходит по походам или же собирается пойти, рано или поздно задумывается о том, каким же образом составляется и подготавливается маршрутная карта. Конечно же, если Вы идете в первый раз, то за основу лучше всего брать чей-то обдуманный готовый вариант маршрута. Нитки маршрутов можно найти на различных туристических форумах и сайтах, где Вам предложат множество разнообразных вариантов. Но если Вы собрались впервые в лес или на сплав и решили сами руководить процессом - откиньте эту идею. Первые разы лучше всего ходить со знающими людьми или же воспользоваться услугами платных походов, если в Вашем города нет бесплатного туристического клуба. Если же Вы уже ходили в походы и не раз, то при выборе маршрутов - лучше всего выписать несколько вариантов, просмотреть подробную информацию о нужных объектах, входящих в маршрут, а также посмотреть фотографии. Но не забывайте! Лучше всего свой маршрут составлять после того, как Вы несколько раз прогулялись со знающими людьми и с уверенностью можете сказать, что Вы можете запросто сориентироваться на незнакомой местности.

  • Вы должны заранее определить суточный километраж похода. Какое количество километров в день Вы реально хотите пройти, проплыть или проехать.
  • Ночевки лучше всего привязывать к тем местам, где есть в это время года вода (речка, родник, озеро и т. д.).
  • Лучше всего подготовить запасные варианты маршрута на тот случай, если вдруг что-то пойдет не так, как Вы запланировали.

Определяем суточный километраж

Давайте внимательнее обсудим первый пункт. Конечно, со временем у Вас установится собственный километражный лимит, но все же хотим дать несколько рекомендаций.

  • Пеший поход . Если Вы планируете идти пешком, то лучше всего на день запланировать от 10 до 25 километров в день. Учитывайте физические способности каждого человека, который идет вместе с Вами, предупреждайте заранее о сложностях, которые могут возникнуть в походе, его участников. Так, например, если Вы берете с собой детей, то километраж лучше всего уменьшить до 10-15, а вот в компании одних взрослых его можно установить в пределах от 15 до 25 км.
  • Горный поход . Помните, что это не то же самое, что пройти по красивым местам. Организовать его не так просто, как Вам может показаться на первый план. Самое главное, с чем Вам придется столкнуться - это перепады высот. Здесь уже важно рассчитать не только общий километраж, но и суточный набор высоты. Допустим, если планируется за сутки набрать от 300 до 500 метров, то горизонтальный километраж должен составлять от 5 до 10 км. При наборе в 1000 метров по вертикали, лучше всего ограничится 2-3 км по горизонтали. Ежели в день запланировано 1000 метров по вертикали, то это очень много, подобное под силу лишь людям с хорошей физической подготовкой. Не забывайте о том, что за плечами у Вас будет еще и рюкзак, который, как минимум, будет весить 20-30 кг. Самый оптимальный вариант - это закладывать вертикальные подъемы, ограниченные до 500-600 метров в день.
  • Водные походы . Запомните, что обычно беспороговые речки текут со скоростью 4 км/час. Если Вы будете грести не напрягаясь, то скорость Вашего «транспортного» средства увеличится до 5-6 км/час. За 6 часов можно пройти 30 км, а за 8 - 40. Естественно, что найдутся люди, которые за день могут пройти и более 100 км, но в данной статье мы больше ориентируемся на среднестатистических людей, поэтому «лосей» рассматривать не будем.
  • Велосипедные походы. На количество километров, которые Ваш «отряд» будет проходить за день, будет влиять количество подъемов и спусков, их угол наклона и протяженность. Конечно же, напрямую влияет и физическая выносливость каждого участника. Для обычного велопохода можно в день устанавливать от 40 до 60 км, если он проходит по хорошим грунтовым дорогам и с небольшими подъемами.
  • Пещерный поход . На самом деле на подобный тип похода влияет довольно много факторов. Первый: горизонтальная или вертикальная пещера. Во втором варианте нужно специальное оборудование, а также умение с ним общаться. В пещеры никогда не стоит спускаться одному. Ведь если что-то пойдет у Вас не так, то телефон вряд ли будет работать, и вызвать кого-либо на помощь Вы не сможете. Наилучшим вариантом - запланировать за день 1 пещеру вертикального типа или 2 - горизонтального. Если будет их большее количество, то скорее всего просто скроется впечатление от первопройденной. Довольно много времени уходит на подготовительную работу с вертикальными пещерами. Ведь необходимо сделать навеску, обеспечить всех участников обвязками, опуститься и подняться всем из пещеры. Если группа состоит из 10 или более человек, то все эти действия вообще могут затянуться на весь день.

Выбираем место для ночевки

Давайте перейдем к следующему, второму пункту, который связан с тем, что ночевку нужно планировать около воды. Конечно, Вы можете носить воду с собой. Но помните, что ее объем должен состоять ориентировочно из 2-х литров на одного человека: на завтрак и ужин. Естественно, гораздо лучше - не тащить воду с собой, а набирать ее у существующего источника. Кстати, следует обратить внимание на то, что, допустим, в Крыму большинство источников в летнее время года пересыхают. Они могут существовать весной, но пересыхать летом. Не забывайте о подобных нюансах. В водных походах, когда Вы не хотите варить еду из воды, набранной с реки, то следует набрать емкости по 5 литров в сутки на человека. Воду можно набирать или в деревнях, или в источниках с родниковой водой.

Исключаем неожиданности

С чем связан третий пункт? Тут довольно все просто. Помните о том, что не бывает 100% того, что план, который Вы составили, будет полностью выполнен. Что может повлиять на его неисполнение? Переоценка собственных физических возможностей, болезнь или непогода в туристическом походе. Лучше всего на день планировать программу минимум и максимум, при этом учитывая стоянки у воды.

Учитывая все выше приведенные факторы - можно составить замечательный маршрут, выбирайте только хоженые тропинки, не забывайте о воде и о перепадах высот. Все у Вас получится! Ходите в походы и получайте удовольствие!

К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые.

Вязание. Буклированный узор. Весенние подснежники. Рисунки. Схемы узор...
Как вывязать следующие узоры: Буклированный узор. Весенние подснежники. Подробна...

Вязание. Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полосы. Рисунки....
Как вывязать следующие узоры: Диагональность. Цветочная фантазия. Стянутые полос...

Вязание. Обвитые петли. Крючочки. Шахматка с рубчиками. Рисунки. Схемы...
Как вязать комбинацию петель: Обвитые петли. Примеры рисунков с такими петлями...

Вязание. Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная дорожка, Лицевые вер...
Как вязать узоры. Подробное описание Крупные ячейки, Лицевая дорожка, Двойная до...


Введение

Особенности детско-юношеского туризма

Однодневная экскурсия для школьников по исторической части г. Москвы

Многодневный тур для школьников по г. Москве

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Туризм является одной из важнейших отраслей в экономике любой страны. Поэтому нами в пределах дисциплины «Технология обслуживания в туризме и гостеприимстве» в данной работе проводится составление туристского маршрута, как значимого компонента туристских продуктов.

В качестве аудитории маршрута выбраны школьники 10-12 лет. Актуальность выбора определяется тем, что подрастающее поколение является будущим нашей страны и нуждается в гармоничном всестороннем развитии, одним из инструментов которого является туристическо-краеведческая деятельность. На рынке туристических услуг все более востребованными становятся продукты для детей, юношества, молодежи. И если взрослые не всегда отдают предпочтение внутреннему туризму, то они охотно согласятся приобрести внутренний продукт для своих детей. Но при этом отсутствует комплексный подход к организации внутреннего детско-юношеского туризма.

Предметом исследования в нашей работе является детско-юношеский туризм, а объектом - туристические маршруты для детей в г. Москве.

Целью написания работы является разработка полноценных туристских маршрутов в г. Москве и Подмосковье для детей 10-12 лет с учетом их потребностей, существующих туристических ресурсов и ситуации на рынке, которые бы могли использоваться на практике туристическими фирмами.

Для достижения данной цели перед нами стоят следующие задачи:

охарактеризовать особенности детско-юношеского туризма;

разработать однодневную экскурсию для школьников по исторической части г. Москвы;

сформировать программу многодневного тура для школьников по г. Москве.

В данной работе мы хотим сделать акцент на познавательном туризме и патриотическом, культурном воспитании подрастающего поколения, новых туристских технологиях.

1. Особенности детско-юношеского туризма

Детско-юношеский туризм как специфическая система представляет собой сложное явление. Как целое он возникает, прежде всего, из отношений с окружающей средой: политических, экономических, социальных и экологических. Внешний мир активно влияет на туристско-краеведческую деятельность, в одних случаях открывая перед ней широкие возможности, в других - угрожая новыми опасностями. Являясь составляющей туристической сферы страны, детско-юношеский туризм в России в первую очередь призван решать важные социальные задачи, связанные с воспитанием, оздоровлением и образованием подрастающего поколения средствами туристическо-краеведческой деятельности, а именно путем:

физического оздоровления и профилактики заболеваний;

ориентации подрастающего поколения на здоровый образ жизни, формирования активной жизненной позиции;

развития лучших моральных качеств личности, патриотического воспитания, формирования у детей уважения к истории народу и людям;

подготовки подростков к службе в армии, к обучению в высших учебных заведениях военного типа;

экологического воспитания, воспитания сознательного отношения к природе нашей страны, гуманного отношения к животным.

При этом главными критериями при создании детских туристских продуктов, в частности при разработке маршрутов, является их этичность и безопасность, соответствие возрастному уровню. Но не следует забывать и об экономической стороне вопроса.

Маршрут представляет собой заранее спланированную трассу перемещения детей, набор объектов и способы транспортировки. Особенно важно, чтобы был предусмотрен план действий на случай болезни детей, внештатной, аварийной ситуации и т.д.

Основной проблемой развития детско-юношеского туризма в РФ является недостаточная сеть размещения для детей. Необходимо создание специализированных детских и молодежных отелей, особенно в больших городах. Пока же турагентства вынуждены размещать детей в обычных отелях, что не всегда целесообразно как с этической, так и с экономической, гигиенической точек зрения. Детские отели могут быть оборудованы собственной столовой, душевыми комнатами, комнатами быта, камерой хранения, интернет-кафе и др. элементами инфраструктуры.

Другую проблему составляет недостаток финансирования оздоровительного детско-юношеского туризма.

Очень часто туристические фирмы предлагают лишь развлекательные продукты для молодых клиентов, при этом в угоду рыночной конъюнктуре игнорируется культурное, патриотическое, экологическое воспитание. Дети реже посещают музеи, а если и совершают это, то лишь по принуждению, не испытывая интереса. Поэтому необходимо пересмотреть подход к созданию продуктов детско-юношеского туризма.

Так, маршруты, объекты в них входящие, должны быть интересными и полезными, сочетая в себе элементы познавательного и развлекательного туризма, способствую духовному и физическому развитию детей, их оздоровлению. Все это должно благоприятно влиять и на развитие внутреннего туризма, ведь граждане с детства смогут осознать, что в России есть немало привлекательных мест и не обязательно отправляться на отдых за границу, если можно посетить интересные уголки родины.

Исходя из этих постулатов, мы постараемся представить туристские маршруты по г. Москве для детей 10-12 лет.

Однодневная экскурсия для школьников по исторической части г. Москвы

В становлении молодого поколения, в данном случае школьников 10-12 лет, большую роль играет патриотическое воспитание и знакомство с историей родного края страны. Поэтому нами предложен однодневный пешеходный маршрут по исторической части Москвы, ее центру, под названием «Сердце Москвы». Он включает: осмотр Кремля и Красной площади, районов Китай-города, в частности площади Революции, достопримечательностей улицы Мясницкой, а также посещение Чистых прудов, Чистопрудного и Сретенского бульвара, как части Белого города (Бульварного кольца), Садово-Спасской улицы, как части Садового кольца (приложение 1).

Экскурсионный маршрут начинается у станции метро «Библиотека им. Ленина» на ул. Воздвиженка. Отсюда группа детей во главе с экскурсоводом и сопровождающим двигается по направлению к Московскому Кремлю.

Московский Кремль можно назвать главной достопримечательностью столицы. Ведь это не только важная историческая, архитектурная достопримечательность, но и действующий общественно-политический комплекс, резиденция Президента Российской Федерации. Кремль располагается на возвышенности, именуемой Боровицким холмом. Еще в древности здесь селились люди (начиная со II тысячелетие до н. э). В Х в. территорию освоили славянские племена вятичей, возведших вокруг холма ров и частокол - первый прообраз современных кремлёвских стен. Первые каменные укрепления появились здесь в 1156 г., когда начала расти и развиваться Москва. На холме была выстроена крепость, разрушенная в 1238 г. монголо-татарами. В 1339 г. при Иване Калите «вырос» деревянный Кремль, ставший резиденцией московских князей. Был выстроен Собор Спаса на Бору, просуществовавший до 1933 г. и ставший усыпальницей правителей г. Москвы. В 1367 г. возводятся каменные стены и башни при Дмитрии Донском. С 1482 по 1495 г. формируются башни и стены, сохранившиеся поныне. Так в 1491 г. была сооружена самая известная башня из всего кремлёвского комплекса - Спасская башня, на которой находятся Кремлёвский куранты (появились в 1625 г., были модернизированы) и звезда (была добавлена в 1935 г.). В XV в. Московский Кремль перестраивался, был возведён Успенский монастырь. А сама территория начала обретать черты общественно-политического, духовного, культурного и экономического центра Московского княжества. При этом над созданием архитектурного комплекса трудились как русские, так и иностранные архитекторы, зодчие. В конце XV - начале XVI вв. сформировались близлежащие улицы.

В 1701 г. Кремль пострадал от сильного пожара, а царь Пётр I перенёс отсюда свою резиденцию, поэтому на какое-то время он потерял статут политического центра. Возведение деревянных строений было запрещено. В 1768 г. при строительстве Кремлёвского дворца была уничтожена большая часть архитектуры княжеского периода. Стал преобладать стиль классицизм и барокко. В 1787 г. в классическом стиле был простроен Сенатский дворец, поскольку Сенат был переведён из Санкт-Петербурга в Москву. В XVII-XIX вв. преобладало строительство светских зданий в псевдоготическом стиле, и Московский Кремль фактически приобрёл своё нынешнее «лицо». Он стал восприниматься как символ России, русской славы и истории. Однако, Кремль оставался скорее музейным комплексом, поскольку русские императоры редко пользовались им как своей резиденцией.

В 1917 г. во время Октябрьской революции Московский Кремль сильно пострадал от обстрелов. Но поскольку Советская власть избрала своим политическим центром Москву, то Кремль вновь получил статут государственного центра. Но были закрыты все храмы на его территории, уничтожены некоторые элементы комплекса, например, часовни, памятник князю Сергею Александровичу. В 1920-30-е гг. помещения Кремля использовались как жилые для руководителей нового государства. В 1935 г. на основных башнях Кремля, включая Спасскую, были установлены звезды из самоцветов. Во времена Великой Отечественной войны Московский Кремль тщательно маскировали. Ведь и так комплекс дважды захватывали враги: польско-литовские войска в 1610-12 гг. и войска Наполеона в 1812 г. Последние нанесли ему значительный урон.

С 1955 г. Московский Кремль стал музейным комплексом, частично открытым для посещения. Новейшим сооружением является Дворец съездов, построенный в 1961 г. В Кремле проходили главные собрания - съезды руководителей коммунистической партии СССР. Здесь же хоронили видных политических деятелей, начиная с В.И. Ленина, чей мавзолей находится рядом с Кремлем.

В 1990 г. ЮЕСКО внесла Московский Кремль в список всемирного наследия. Начиная с 1991 г. в нем был проведён ряд реставрационных работ.

После осмотра Московского Кремля группа детей выходит на Красную Площадь. Красная Площадь образовалась после пожара в XV, когда территорию посада возле Кремля решили не застраивать. Как гласит легенда, своё название она получила потому, что здесь находилось Лобное место - место казней. Это главная и красивейшая площадь Москвы размером в 23 тыс. м. кв. С нее открывается прекрасный вид на московский Кремль. А также дети могут посмотреть памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, ГУМ, Казанский собор, храм Василия Блаженного, Монетный двор, в частности, Дом губернского правления и др. объекты.

Пожалуй, одной из самых красивых достопримечательной Красной площади является собор Василия Блаженного - еще одна визитная карточка Москвы (приложение 3а). Школьникам будет интересно узнать его историю. Он был построен в 1555-1561 г. во времена правления Ивана Грозного и сочетает в себе черты традиционной русской архитектуры и европейского зодчества эпохи Ренессанса. Есть много красивых легенд связанных с его происхождением, которые может поведать гид.

С Красной площади, минуя Воскресенские ворота, группу детей переводят на площадь Революции (Воскресенскую площадь). На Площади революции остался фрагмент древней китайгородской стены. Дело в том, что некогда здесь находился Китай-город - важный исторически район Москвы. В нем проживали бояре, купцы, находился центр книгопечатания и образования.

Затем по Никольской улице через Кузнецкий мост группа переходит на ул. Мясницкую. Продвигаясь пешком, дети осматривают здания улицы и получают информацию от экскурсовода. Примечательными являются Московский почтамт, усадьбы помещиков, здание Госторга, Доходный дом Строгановского училища и др. Своё название улица получила потому, что некогда на ней было много мясных лавок. О ней упоминали в своих произведениях А.С. Пушкин. И В. Маяковский. Все это позволит детям развивать кругозор.

Мясницкая улица выводит группу на Чистые Пруды. Интересно, что когда-то эта местность называлась Погаными болотами. В начале XVIII в. по требованию известного государственного деятеля А.Д. Меньшикова, что жил поблизости, болота были очищены и превращены в Чистые пруды. Теперь - это почти культовое место для туристов, потому что Чистые пруды неоднократно упоминались в литературе, музыке, живописи, здесь снимались многие фильмы. Живописное место служит катком зимой и озером для лодочных прогулок летом. Нередко тут проходят творческие и общественные акции, флешмобы.

За осмотром Чистых Прудов следует прогулка по Чистопрудному и Сретенскому бульвару. Они составляют часть бульварного кольца России, некогда являвшегося Белым городом. Белый город сформировался в XIV веке как усадьбы бояр, а также Пушечный двор, Охотный ряд и Колымажный двор, обнесённые стеной и окружённые садами. При этом стены Белого города был не менее крепким, чем кремлёвские. Но в 1770-е г. стены потеряла своё оборонительное значение, т.к. Москва стремительно разрослась и императрица Екатерина II дала распоряжение разбирать здесь бульвары. В 1887 году на Бульварном кольце появилась конка, которая в 1911 году была заменена на электрический трамвай. Бульварное кольцо и отдельные бульвары - прекрасный памятник садово-паркового искусства. Экскурсовод знакомит детей с данным видом искусства.

Группа, ведомая экскурсоводом, возвращается на Мясницкую улицу и выходит к высотному зданию на площади Красных Ворот на улице Садово-Спасская (приложение 3б). Это здание является одним из семи т.н. «сталинских высоток» Москвы. Выстроенное в стиле подражания русскому и украинскому барокко в 1947-52 гг., выстой 138 м. (24 этажа) здание представляет собой прекрасный пример советской архитектуры. Детям рассказывают об истории советского строительства и вообще того периода, а также знакомят с историей Садового кольца, часть которого является Садово-Спасская улица.

Садовое кольцо представляет собой кольцевую магистральную улицу, как и Бульварное кольцо, оно возникло на основе старых фортификационных укреплений. Раньше здесь были разбиты палисадники, отчего оно и получила своё название, но в 1937 г., когда потребовалось расширить проезжую часть все сады были вырублены. Дети получают представление о кольцевом, сферическом типе застройке старинной Москвы.

Маршрут заканчивается возле станции метро Сухаревская, откуда дети могут вернуться домой. Общая продолжительность экскурсии 6 часов. Начало в 11:00, окончание в 17:00. Детей сопровождают двое взрослых (один из них экскурсовод).

Многодневный тур для школьников по г. Москве

Для детей 10-12 лет, приехавших в Москву из др. регионов также может быть предложен многодневный тур, позволяющий осмотреть основные достопримечательности столицы. При этом предполагается размещение группы детей в гостинице, а также питание, передвижение на автобусе, входящие в стоимость тура. Желательно, чтобы гостиница отвечала стандарту не менее «2-3 звездочки», предоставляла завтрак и ужин или же, чтобы рядом находились столовые, а также больница. Питание детей должно осуществляться в столовой, кафе и ресторане, отвечающих всем нормам и требованиям. Трансфер должен осуществляться на комфортабельном исправном автобусе с соблюдением всех правил безопасности. Детей должны сопровождать не менее2-3 взрослых.

Схема тура будет выглядеть следующим образом:

Й день: Встреча группы на вокзале. Завтрак. Обзорная экскурсия по городу Москве (Кремль и Красная Площадь).

Разработка маршрута


трассе маршрута;

· определение типа маршрута;


-травмоопасность;
-пожароопасность;
-биологические воздействия;
-опасность излучений;
-химические воздействия;
-прочие факторы;
-специфические факторы риска

Меры предосторожности

Травмоопасность

Анализ и оптимизация реализованных маршрутов.

Оценить экономическую эффективность разработанно­го турпродукта можно с помощью показателей прибыль­ности и рентабельности продукции. Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение валовой прибыли к полным затратам фир­мы по данному турпродукту. Т.о. для определения рентабельности нужно валовую прибыль разделить на полные затраты.

Изменение маршрута – используется для оптимизации турпохода. Примером может стать упрощение части или всего маршрута, ввиду его высокой сложности для неподготовленных туристов.

Разложение маршрута – используется для уменьшения времени прохождения, для создания новых или комбинированных маршрутов.

6.Выполнение рекогносцировки в наиболее распространённых видах активного туризма (на примере одного из видов).

Рекогносцировка - осмотр и обследование местности с целью выбора положения опорных пунктов.

· Каждому виду туризма присущи некоторые специфические особенности, связанные c естественными условиями или способом передвижения. Соответственно различны и методы ориентирования.

· Пешие походы. При ориентировании в пеших походах особое внимание следует уделять линейным ориентирам - дорожной сети и системе просек. Дороги и тропы в процессе ориентирования помогают мало: на карте, как правило, показаны далеко не все дороги и не с такой степенью подробности, чтобы служить хорошим ориентиром. К тому же дороги - наиболее изменчивый элемент ландшафта; карты стареют быстрее всего в показе дорог.

Построение тактической схемы маршрута: задачи и основные отражаемые объекты.

Типология туризма: активный и культурно ориентированный туризм.Активный туризм - туризм с использованием активных видов путешествия - пешком, на лыжах, на велосипеде, на конях. Имеет преобладающее развитие на территориях, сохранивших свои уникальные ландшафты. К таким отнесём в первую очередь Россию, имеющую одновременно и низинные равнинные, болотные, степные ландшафты, также как горные и пустынные ландшафты.

9.Типология туризма: активный и культурно ориентированный туризм.

Туристский маршрут. Стадии формирования и функционирования.

Наиболее популярные маршруты: "Золотое кольцо" (Москва - Загорск - Переславль-Залесский - Ростов-Ярославский-Ярославль - Кострома - Плёс - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва), "По Прибалтике" (Вильнюс - Калининград - Рига - Таллин), "По столицам республик Средней Азии" (Фрунзе - Ташкент - Самарканд - Душанбе - Ашхабад), "Карпатский" (Львов - Яремча - Рахов - Мукачево - Ужгород), "По Черноморскому побережью Кавказа" (Сухуми - Новый Афон - Мюссера - Сочи), а также по горным районам Крыма, Кавказа, по Волге (Москва - Астрахань - Москва), Енисею (Красноярск - Дудинка - Красноярск), конные - по Адыгейской АО и Башкирской АССР.

· Самодеятельные Т. м. намечаются и организуются, как правило, с помощью туристских клубов, станций, секций коллективов физкультуры.

· Туристский маршрут - путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

· Маршрут может разрабатываться туристической компанией или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например, транспортными.

· По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться - пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник; по форме организации - групповые и индивидуальные.

· Разработка туристического маршрута

· Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 « Проектирование туристических услуг»

· Процесс проектирования: поиск идеи - отбор идеи - разработка продукта и его проверка - разработка стратегии маркетинга - испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

Исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

Определение типа маршрута;

Построение трассы маршрута;

Разработка схемы безопасности на маршруте;

Разработка карты и паспорта маршрута;

Пробная обкатка маршрута;

Утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

Методика организации маршрута

· Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.

· Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой. рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим.

· Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.

· Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.

· Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.

· Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.

· Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.

2.Проектирование маршрута в активном туризме.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

· установление нормируемых характеристик услуги;

· установление технологии процесса обслуживания туристов;

· разработка технологической документации;

· определение методов контроля качества;

· анализ проекта;

· представление проекта на утверждение.

Проектирование тура

Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.

В ст. 4.1 данного ГОСТа указывается, что проектная документация должна содержать требования безопасности, обеспечивающие в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» (от 9 января 1996 г.) безопасность жизни, здоровья и имущества туристов, охрану окружающей среды.

Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (или краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком, и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Характеристики услуги должны быть не ниже требований государственного стандарта на соответствующий вид услуги. В проект необходимо включать конкретные требования по обеспечению безопасности услуги, минимизации рисков для потребителей услуги и их имущества, обслуживающего персонала и для окружающей среды.

Документация, отражающая требования к любому виду обслуживания туристов, должна содержать:

Описание процессов, форм и методов обслуживания туристов;

Характеристики процессов обслуживания туристов;

Требования к типу, количеству и пропускной способности используемого оборудования;

Необходимое количество персонала и уровень его профессиональной подготовки;

Договорное обеспечение обслуживания;

Гарантии обслуживания туристов;

Согласования с собственниками рекреационных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и др.

Конкретные требования к процессу обслуживания туристов не могут быть ниже требований действующих нормативных документов.

Проектирование процесса обслуживания туристов осуществляется по отдельным этапам предоставления услуги и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и пр.).

Проектирование услуги «туристское путешествие» предусматривает два этапа:

1) проектирование каждого тура, включаемого в услугу «туристское путешествие», в соответствии с программой обслуживания туристов;

2) проектирование услуги «туристское путешествие» в целом.

При проектировании услуги по запросам туриста необходимо учитывать возможности предприятия - исполнителя услуги.

Краткое описание услуги «туристское путешествие» составляется на основе изучения потребностей и платежеспособности населения, спроса на виды туристских путешествий, а также на основе изучения возможностей рекреационных ресурсов в конкретном районе. Оно конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов. При разработке программы обслуживания определяются:

Маршрут путешествия;

Перечень туристских предприятий - исполнителей услуг;

Период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуги;

Состав экскурсий и достопримечательных объектов;

Перечень туристских походов, прогулок;

Комплекс досуговых мероприятий;

Продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

Количество туристов, участвующих в путешествии;

Виды транспорта для внутренних перевозок;

Потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

Необходимое количество транспортных средств;

Планирование маршрута в активном туризме.

Разработка маршрута включает в себя следующие ос­новные этапы:

· исследование туристских ресурсов по предполагае­мой трассе маршрута;

· маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;

· определение типа маршрута;

· построение эскизной модели маршрута;

· привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

· разработка схемы безопасности на маршруте;

· разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;

· пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

· утверждение паспорта маршрута.

· При организации похода, очень важно понимать степень готовности участников к путешествию в выбираемом районе с точки зрения их спортивно-технического опыта и уровня их климатической адаптации.

· Постепенность в приобретении туристского опыта, роста сложности преодолеваемых маршрутов - залог успешности туристской деятельности. Этот принцип спортивного туризма позволяет нам сформулировать следующий критерий выбора района спортивного похода.

· Соответствие района по показателям технической сложности и климатогеографическим характеристикам опыту участников предполагаемого похода.

· Для успеха спортивного похода важна его всесторонняя тактическая подготовка: определение оптимальной тактической схемы маршрута, выбор препятствий, которые можно преодолеть радиально (налегке), выбор мест дневок и возможных продуктовых забросок и т.д. Поэтому желательно, чтобы район похода предоставлял возможности для соответствующего выбора. Отсюда - еще один критерий определения района похода.

· Широта возможностей для проложения маршрута в данном районе (в том числе широта выбора походной тактики).

· Иные, приводимые ниже, критерии выбора района спортивного похода понятны и не требуют пространных комментариев. Вот эти критерии:

· Наличие достаточной информации о районе похода, в том числе необходимого картографического материала.

· Соответствие района долгосрочным спортивным планам группы.

· Наличие в группе необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

· · Маршрут должен быть составлен так, чтобы учесть все классификационные требования, предъявляемые к походу данной категории сложности (соответствовать по протяженности, продолжительности и технической сложности).

· · Маршрут должен быть логичным, т.е. должен быть составлен так, чтобы набор естественных препятствий органично «вписывался» в нитку маршрута.

· · Маршрут должен являться основой тактического плана (быть линейным, кольцевым или комбинированным; определять пункты продуктовых и иных забросок, определять какие естественные препятствия будут преодолеваться с полной выкладкой, а какие радиально, налегке и т.д.)

· · Маршрут - основа календарного плана похода. Он должен учитывать требования постепенности возрастания физической нагрузки для участников и постепенности в наборе технической сложности.

· · При составлении маршрута следует учитывать возможности для экстренного выхода в населенные места (например, для оказания пострадавшим квалифицированной врачебной помощи).

4.Реализация маршрута на местности. Основные требования безопасности на примере одного из видов активного туризма.

Вредные факторы (факторы риска) в туризме стандартом классифицированы следующим образом:
-травмоопасность;
-воздействие окружающей среды;
-пожароопасность;
-биологические воздействия;
-психофизиологические нагрузки;
-опасность излучений;
-химические воздействия;
-повышенная запыленность и загазованность;
-прочие факторы;
-специфические факторы риска

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на марш руте.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь - потертости кожных покровов у туристов и т.п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т.п.). Снижение травмоопасности обеспечивается:

Защитными устройствами и ограждениями при использовании подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории (подъемников, канатных дорог, участков осыпей в горах, у водоемов, горнолыжных трасс и т.д.);

Использование средств индивидуальной защиты (страховочных веревок, обвязок при пересечении сложных участков туристского маршрута, головных шлемов, ледорубов, крючьев и прочего страховочного снаряжения);

Соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю;

Соблюдением требований СНиП 2.08.02 к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.);

Соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников, тележек и прочего), обеспечивая его безопасную работу;

Упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм. Туристы должны быть информированы о том, как избежать возможные травмы и какие экстренные меры следует пред-принять в случае получения травмы.

Новое на сайте

>

Самое популярное