Домой Миграционный учет Парфенон в Афинах. Где находится, история, цены

Парфенон в Афинах. Где находится, история, цены

Я с детства мечтал побывать в Греции. Загадочная страна из давно прочитанного школьного учебника истории всегда манила меня и казалась удивительным местом. Но что мы в сущности о ней знаем?

Наверное, каждый из нас при слове «Греция» представляет себе яркое солнце, шум моря, вкус оливок и величественные древние развалины. И наверняка большинство вспоминает одни и те же руины древнего Парфенона, расположенного на скалистом холме, – огромного сооружения с высокими мраморными колоннами и толпой туристов рядом. Что, впрочем, и не удивительно, ведь это – самый узнаваемый храм на территории Греции и, должно быть, одно из самых известных сооружений античности. Словом, это уникальное место, рядом с которым я как будто попадаю в прошлое.

Немного из истории Парфенона

Как я уже говорил, Парфенон расположен на Афинском акрополе – древнем городе на высоком скалистом холме. Построен он был в 447-438 годах до н. э. по приказу афинского правителя Перикла архитектором Калликратом и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия - великого древнегреческого скульптора. Того самого, что является автором одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии.

Построен Парфенон в честь - покровительницы города, богини мудрости и справедливой войны. Во времена расцвета афинского государства он являлся главным храмом города, также там хранилась казна. Но годы шли, в средние века Парфенон был сначала католической, а затем и православной церковью, а после завоевания Греции Османской империей внутри построили мечеть.

Вообще, когда я поднимался на Акрополь и стоял у ступеней Парфенона, зрелище открывалось незабываемое: у подножия холма на многие километры раскинулся огромный город, окруженный небольшими горами с одной стороны и морем – с другой. В древности, когда Парфенон в Афинах только строился, море было намного ближе, и, если дать волю фантазии, убрав трубы заводов на окраинах и линии электропередач над домами, можно попытаться увидеть Грецию такой, какой ее видели древние греки – с бескрайним голубым морем и зелеными холмами вокруг. Я был там в мае, и картину дополнял невероятный запах апельсинов, растущих в садах у подножия.


Сам Парфенон представляет собой здание длиной 70 и шириной 30 метров, он окружен колоннадой по 8 колонн в фасадах и 17 по бокам. Еще одна уникальная архитектурная особенность – Парфенон построен так, что выглядит идеально прямолинейным, но в действительности же не имеет практически ни одной прямой линии в контурах. Что и говорить, умели древние строить – аналогичных зданий в мире больше нет. Когда-то храм украшали горельефы, многие из которых сохранились – часть в музее Акрополя (большое стеклянное здание рядом со входом на Акрополь), часть в (а это уже в Лондоне). А вот внутрь Парфенона попасть, к сожалению, не получится – храм находится на реставрации.

Как доехать до Парфенона

Парфенон расположен в южной части Афинского акрополя, огромного скалистого холма, который виден практически отовсюду в центре города. Точный адрес: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42.


Сейчас я рассажу о том, как удобнее всего попасть в Парфенон:

  • Пешком. Если вы остановились в центре, то, как уже было сказано выше, Парфенон виден отовсюду, и найти его проблем не составит. Ближайшие жилые районы – Плака и Анафиотика. Неплохой вариант для тех, кто остановился в центре города или просто любит погулять по красивым местам, например, как я.
  • Метро. Ближайшая станция – Akropoli. Билет стоит 1,2 евро, людям старше 65 лет и младше 18 лет – 0,6 евро, продаются они в специальных терминалах. В течение 70 минут проездной также будет действовать и на трамвай, так что этот способ будет удобен, если вы едете с окраины города. Я рекомендую именно такой вариант: он дешевле и быстрее.
  • На такси. Их в Афинах много, они желтые и попадаются практически везде. Цена начинается от 1 евро и далее 0,34 евро/км, что делает такси достаточно недорогим видом транспорта. Но помните, что пробки и часы пик еще никто не отменял, а отказать себе в удовольствии подзаработать на туристах, задрав цену, сможет далеко не каждый водитель.

Условия посещения Парфенона

Открыт Парфенон с ежедневно с 8.00 до 18.30 с апреля по октябрь, с 8.00 до 17.00 с ноября по март.

Билет стоит 12 евро, продается в кассах при входе на территорию Акрополя. Касс, как и входов, несколько. Там же за 20 евро продают комплексный билет, в который входит посещение кладбища Керамик (the Kerameilos), храма Зевса Олимпийского (the Temple pf Olympian Zeus), Римской Агоры (Roman Agora), Афинской Агоры (Ancient Agora) и Театра Диониса (Theatre of Dionysus). Этот билет дает возможность сэкономить кругленькую сумму на осмотре всех этих мест (а они того стоят), и, видимо, по этой причине информация о его существовании дана мелким шрифтом в углу кассы.


Туристов много в любое время дня, так что я советую приходить пораньше, чтобы в жару не стоять в очереди.

На заметку

Я дам еще несколько советов, которые могут вам пригодиться:

Берите с собой воду. Хотя на территории акрополя есть палатки с напитками и едой, путь с вершины до них неблизкий.

Обязательно возьмите с собой головной убор – вам предстоит подняться на вершину холма, будет жарко.

Как и другие греческие достопримечательности, Парфенон закрыт в праздничные дни: 1 января, 6 января, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 28 октября, 25–26 декабря. Также он закрыт в дни религиозных православных праздников: Пасха, Чистый понедельник, Великая Пятница, Духов день, Вознесение Господне, Троица.

Не нужно оставлять за собой мусор – служащих нет лишь на первый взгляд, но они есть и все видят.

Храм Парфенон - один из символов Греции, памятник античной архитектуры, расположенный в центральной части Афинского акрополя.

Парфенон - античный храм, главный символ столицы Греции Афин и всей страны. Вместе с другими строениями Афинского акрополя Парфенон является объектом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм посвящен покровительнице города Афине-девственнице, которая также считается покровительницей всей Аттики - области вокруг города.

В переводе с древнегреческого Парфенон означает «пречистая», «дева». Этим эпитетом Афина была награждена за свою девственность, являвшуюся одним из основополагающих качеств богини. Учеными считается, что из культа девы-воительницы Афины впоследствии вырос христианский культ Богородицы.

Храм расположен в центре Афинского акрополя - верхнего города Афин. Афинский акрополь - холм в центре города, представляющий собой скалу высотой 150 м над уровнем моря с пологой вершиной. На верхней площадке акрополя размерами 300 м на 170 м еще с архаических времен располагались различные храмы, дворцы и скульптуры.

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые - по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания - 70 м, ширина - 31 м, высота - 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

История Афинского Парфенона

Мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы и распоряжения, сохранили для нас точную дату, когда был построен Парфенон. Время начала строительства - 447 год до н. э. Возведение храма заняло 10 лет, после чего в 438 году до н. э. он был открыт. Возведение храма, посвященного богине Афине, обошлось городской казне в 700 талантов - более 18 тонн серебра.

В III веке до н. э. Афины пережили вторжения герулов, во время которого Парфенон был разграблен и в нем произошел пожар. Пострадали крыша, перекрытия и двери храма. В ходе восстановления античные строители не стремились восстановить Парфенон в изначальном виде, поэтому в него были внесены архитектурные искажения.

Около тысячи лет Парфенон был языческим храмом , однако после распада Римской империи и образования Византии он был преобразован в христианскую церковь предположительно в VI веке н. э. В ходе бурной средневековой истории Балкан и Афин в частности, Парфенон то становился католическим храмом, то возвращался в распоряжение православного Константинопольского патриархата.

В XV веке Афины и вся Греция были завоеваны турками-османами, после чего Парфенон был превращен в мечеть, а на территории Афинского акрополя разместился военный гарнизон, дворец паши и даже гарем. Тяжелым ударом для Парфенона стала Великая турецкая война между христианскими государствами Европы и Османской империей. В ходе штурма Афин венецианцами в 1687 году Парфенон был разрушен. Территория акрополя была обстреляна из пушек, после чего храм, в котором располагался пороховой склад, взорвался.

Захватившие город венецианцы констатировали колоссальный ущерб, причиненный Парфенону собственной артиллерией. Были уничтожены три десятка колонн, обвалилась крыша, уничтожена часть скульптур, обрушилась центральная секция здания. С этого времени Парфенон был обращен в руины и больше никогда не использовался в качестве храма.

На протяжении XVIII века Парфенон медленно разрушался: местные жители использовали обломки здания в качестве строительного материала, а многочисленные европейские охотники за античными ценностями вывозили в свои страны элементы скульптур и отделки здания. Завершил картину разрушения Парфенона британский посол в Турции Томас Брюс, в начале XIX века вывезший в Великобританию более 200 ящиков со скульптурами, обломками колонн и другими артефактами Парфенона.

В итоге, нельзя дать однозначный ответ на вопрос «Кто разрушил Парфенон?». Уничтожение великого храма - дело рук множества людей: от османских правителей Греции и жителей Афин до ценителей античного искусства из Европы.

После обретения Грецией независимости в первой половине XIX века территория акрополя была очищена от позднейших построек, таких как минарет, средневековый дворец и даже скульптуры римского периода. Восстановление храма началось еще в XIX столетии, однако ему помешало землетрясение 1894 года, еще больше разрушившее здание. Реконструкция Парфенона греческими архитекторами продолжалась с начала XX века до середины столетия, после чего храм приобрел современный нам вид. Однако реставрационные и археологические работы после этого не прекратились и продолжаются по сей день.

Что сейчас

В наше время Парфенон - главная достопримечательность Афин, одна из национальных святынь Греции и достояние всего человечества. Идеальный облик храма, пусть и не сохранившегося полностью до наших дней, не только дает представление о культурных и технических достижениях античной Греции, но и является символом возможностей человеческого гения. Парфенон ежегодно привлекает в Афины миллионы туристов, а с 1987 года вместе со всей территорией Афинского акрополя внесен в Перечень всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Парфенон

Парфенон находится на территории Афинского акрополя в самом центре греческой столицы. Для того чтобы попасть на холм Верхнего города, необходимо добраться до центра Афин. При поездке наземным метро Афин необходимо выйти на станции Акрополис красной ветки афинского метрополитена. Также к холму с расположенным на нем храмом ведет крупная пешеходная улица Дионисиу Ареопагиту.

Экскурсии в Акрополь

Посетить территорию акрополя можно самостоятельно, для этого необходимо приобрести билет в кассе при входе на территорию археологического памятника.

Расписание работы Афинского акрополя: 8:00 - 20:00, без выходных дней.

Стоимость билета: 12 EUR, билет действителен в течение 4 суток со дня приобретения.

При посещении акрополя строго запрещено трогать руками древние постройки, в том числе и колонны.

Заказ индивидуальной экскурсии по акрополю и осмотр основных достопримечательностей с русскоязычным гидом обойдется в 320 EUR. Также в программу этой экскурсии входит обзорная поездка по Афинам. Продолжительность экскурсии: от 2 до 5 часов.

Вот уже почти 2500 лет над Афинами царит Парфенон, храм Афины-Девы – символ города, гордость античной архитектуры. Многие специалисты считают его самым красивым и гармоничным храмом Древнего мира. И большинство туристов, которые видят Парфенон воочию, разделяют это мнение.

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.

Архитектурный облик Парфенона

В архитектурном отношении храм - классический периптер с одним рядом дорических колонн. Всего колонн 50 – по 8 с торцевых и по 17 с боковых сторон. Ширина торцевых сторон больше традиционной – 8 колонн вместо 6-ти. Это было сделано по просьбе Фидия, стремившегося достигнуть максимальной ширины целлы, внутреннего помещения. Высота колонн составляла 19,4 метра при диаметре в нижней части 1,9 м. Угловые несколько толще – 1,95 м. К верхушке толщина колонн снижалась. На каждой колонне проточено 20 продольных желобков – каннелюр.

Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Главный вход в Парфенон располагался на стороне, противоположной парадному входу на Акрополь – Пропилеям. Таким образом, чтобы попасть внутрь, посетитель должен был обойти здание с одной из сторон.

Общая длина храма (без колоннады) составляет 59 м., ширина 21,7. Восточная часть храма, где находилось само святилище Афины, имела внешний размер 30,9 м. и именовалась гекатомпедон, «стофутовый» (аттический фут – 30,9 см.). Длина целлы, составляла 29,9 м. Целла была разделена на три нефа двумя рядами по 9 дорических колонн. В среднем нефе находился алтарь богини, а также знаменитая статуя Афины Парфенос, творение Фидия.

Западную часть здания занимал опистодом – помещение, в котором хранились подношения Афине и государственный архив. Размеры опистодома составляли 13,9 х 19,2 м. Именно сюда перевезли казну Делосского союза. Название опистодома, Парфенон, впоследствии перенесли на весь храм.

Здание было выстроено из мрамора, добытого на горе Пентеликон в 20 км. от Афин. Особенность пентеликонского мрамора такова, что, будучи сразу после добычи практически белым, со временем он приобретает желтоватый цвет. Этим объясняется золотистый оттенок Парфенона. Мраморные блоки скреплялись железными штырями, которые вставлялись в просверленные пазы и заливались свинцом.

Уникальный проект Иктина

Историками искусства Парфенон считается эталоном стройности и гармоничности. Его силуэт безупречен. Однако на самом деле прямых линий в очертаниях храма практически нет.

Человеческое зрение воспринимает объекты несколько искажённо. Этим в полной мере воспользовался Иктин. Колонны, карнизы, кровля – все линии слегка изогнуты, тем самым создаётся оптическая иллюзия их идеальной прямоты.

Столь значительное здание, как Парфенон, расположенное на ровной площадке, визуально «продавливало» бы основание, поэтому стилобат был сделан возвышающимся к центру. Сам храм был отодвинут от центра Акрополя в юго-восточный угол, чтобы не подавлять вошедшего в цитадель посетителя. Святилище как бы вырастает по мере приближения к нему.

Интересно решение колоннады. Идеально ровные колонны казались бы слишком тонкими, поэтому они имеют незаметное утолщение в середине. Чтобы создать ощущение лёгкости здания, колонны были установлены слегка наклонёнными к центру. Угловые колонны были сделаны несколько толще остальных, что придавало зданию визуальную устойчивость. Пролеты между колоннами увеличиваются к центру, но идущему вдоль колоннады зрителю кажется, что они совершенно одинаковы.

Использовав в проекте Парфенона эту особенность человеческого восприятия, Иктин тем самым открыл один из основополагающих принципов, на которых выросла архитектура последующих столетий.

Скульптуры Парфенона

В работе над скульптурами храма участвовали лучшие мастера Греции. Общее руководство скульптурным оформлением святилища осуществлял Фидий. Ему же принадлежит авторство главной святыни Парфенона – статуи Афины-Девы.

Лучше всего сохранился барельефный фриз, опоясывавший весь храм над колоннадой. Общая длина фриза – 160 метров. На нём изображено торжественное шествие в честь Афины. Среди участников шествия – старцы, девушки с пальмовыми ветвями, музыканты, всадники, колесницы, юноши, ведущие жертвенных животных. Над входом в храм изображён финальный акт Панафиней – жрец Афины в окружении богов и виднейших граждан Аттики принимает в дар богине сотканный афинянками пеплос (род женской верхней одежды).

Замечательными произведениями искусства являются метопы Парфенона – рельефные изображения, которые располагались над фризом. Из 92 метоп до наших дней дошли 57. Рельефы сгруппированы по тематическому признаку и посвящены распространённым в Элладе сюжетам. Над восточным входом была изображена битва богов с гигантами, над входом в опистодом на западе – сражение эллинов с амазонками. Метопы юга воспроизводили битву лапифов с кентаврами. Больше других пострадали метопы северной части, рассказывавшие о Троянской войне.

Скульптуры фронтонов сохранились лишь фрагментами. Они изображали ключевые для Афин моменты. Восточная группа воспроизводила сцену рождения Афины, а на западном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за право стать покровителем Аттики. Рядом с богами изображены легендарные личности истории Афин. Увы, состояние скульптур не позволяет точно определить принадлежность большинства из них.












В центральном нефе храма находилась статуя Афины высотой 12 метров. Фидий применил хрисоэлефантинную технику, когда сначала создавался деревянный каркас скульптуры, а на нём закреплялись пластины из золота, изображавшего одежды, и слоновой кости, имитировавшие открытые части тела.

Сохранились описания и копии изваяния. Богиня была изображена в гребенчатом шлеме стоящей во весь рост, но в остальном свидетельства очевидцев расходятся. Знаменитый географ II века н. э. Павсаний утверждал, что Афина в одной руке держала копьё, на ладони другой руки стояла вестница победы Ника. У ног Афина лежал щит, на груди богини находилась эгида – панцирь с головой Медузы-Горгоны. В копиях богиня опирается на щит, а копья нет совсем.

На одной стороне щита была изображена битва богов с гигантами, на другой - сражение греков с амазонками. Античные авторы передавали легенду о том, что на рельефе Фидий изобразил Перикла и самого себя. Позже за это он был обвинён в святотатстве и умер в тюрьме.

Дальнейшая судьба Парфенона

Храм высоко почитался во всей Греции и после заката Афин. Так, богатые пожертвования Парфенону делал Александр Македонский.

Однако новые правители Аттики относились к святилищу с гораздо меньшим почтением. В 298 году до н. э. по приказу тирана Лахара сняли золотые части статуи Афины. Во II веке н. э. в Парфеноне произошёл сильный пожар, однако здание восстановили.

Хронометраж изменения облика Парфенона с момента постройки до наших дней

В 426 году Парфенон стал храмом святой Софии. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она погибла при пожаре. В 662 году храм переосвятили в честь Богоматери, к нему была пристроена колокольня.

Завоевавшие в 1460 году Афины турки устроили в Парфеноне мечеть, перестроив колокольню в минарет, а в 1687 году случилась трагедия. Во время осады Афин венецианцами в храме был устроен турецкий пороховой склад. Попадание пушечного ядра в бочки с порохом привело к мощному взрыву, в результате которого средняя часть здания была разрушена.

Разрушение храма продолжалось и в мирное время, когда жители города растаскивали мраморные блоки для своих нужд. В начале XIX века основная часть скульптур с разрешения султана была вывезена в Англию. О самом же здании никто не заботился вплоть до обретения Грецией независимости. Парфенон был признан частью исторического наследия Греции, а в 20-е годы XX века начались реставрационные работы. Создан Фонд сохранения Парфенона, внесённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работы по восстановлению Парфенона ведутся постоянно. Увы, нет надежды увидеть храм в первозданном виде – слишком многое утрачено. Однако и в нынешнем состоянии Парфенон является шедевром античной архитектуры и не оставляет сомнений в гениальности некогда возводивших его зодчих и строителей.

Когда мы размышляем о великих цивилизациях в истории человечества, невозможно не вспомнить древних греков. Много веков назад на их земле зарождалась западная культура, начиная от права и политики и заканчивая легкой атлетикой и архитектурой. Остатки былой славы одной из самых развитых цивилизаций мира до сих пор будоражат воображение, и вряд ли найдется до такой степени такой знаковый памятник архитектуры, который будет напоминать Древнюю Грецию больше, чем Парфенон.


Как одна из самых известных достопримечательностей в мире, Парфенон привлекает миллионы туристов каждый год, которые стремятся собственными глазами увидеть его величественные формы. Естественно, с такой длительной историей существования, всегда найдутся интересные факты, о которых не помешало бы знать современному человеку, чтобы иметь представление об этом культовом архитектурном сооружении.


Немного истории: Расположенный на Акрополе в Афинах, Парфенон был построен в период величайшего расцвета греческой империи. Его строительство началось еще в 447 г. до н.э., за 9 лет были завершены основные работы, но понадобилось еще 6 лет на оформление его декоративными элементами. Несмотря на то, что инновационным метод строительства не назовешь, тем не менее, пропорции Парфенона изучались веками и стали каноном классической архитектуры.

1. Храм построен в честь греческой богини Афины


Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады, которая считалась не только покровительницей Афин, но и ремесел, искусства, знаний и науки. Также ее почитали как богиню мудрости, победоносной войны, защитницу справедливости и права. Учитывая все добродетели своей покровительницы, греки на месте старого храма богини построили величественный Парфенон в знак благодарности за одержанную победу над персидскими захватчиками.

2. Происхождение названия Парфенон


Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

3. Парфенон расположен на священном месте


История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры


Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера - храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.


Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

5. Парфенон не выполнял функции храма


Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме – и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины-Паллады находился в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которую создал знаменитый скульптор Фидий, но она не была связана с каким-либо конкретным культом и поэтому ей не поклонялись.

6. Статуя Афины в Парфеноне


Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

7. Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным


Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

8. Превращение античного храма в христианскую церковь


Парфенон исполнял роль хранилища казны и был храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Но когда Афины потеряли былую мощь и славу, превратившись в обветшалый провинциальный город Римской империи, который не смог защитить свою святыню от алчности императора, который все сокровища захватил и вывез в Константинополь.


После всех этих печальных событий приблизительно в V веке уже нашей эры патриарх Павел III Константинопольский приказал перестроить в храм Св. Софии. Практически 1 тыс. лет он служил культовым сооружением христианам, пока не пришла на эти земли Османская империя.

9. Практически 200 лет Парфенон выступал в роли...мечети


Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Как стало известно авторам сайт, минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

10. Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее


В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.


Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.

Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста. Не стала исключением и вечно падающая Пизанская башня, которая много лет претерпевает не только от паломничества миллионов туристов, но реконструкции, ведь

На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

Художественно-декоративное оформление Парфенона

Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.

Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.

Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.

В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.

В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.

Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.

Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.

На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.

– восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.

В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.

На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.

Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.

Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.

Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.

Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.

Новое на сайте

>

Самое популярное