Домой Миграционный учет Маршрут путешествия финикийцев. Древние финикийцы первыми из мореплавателей

Маршрут путешествия финикийцев. Древние финикийцы первыми из мореплавателей

Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него не возможно было бы мореплавание.

Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:

  • корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
  • поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
  • большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
  • грузовые отделения были ограждены.

С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме - два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.

Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.

Рис. 1. Финикийский торговый корабль.

Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.

Рис. 2. Финикийская трирема.

Достижения мореплавателей

Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).

Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.

Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.

Финикия - весьма занятное государство, которое одним из первых доказало важность международной торговли. Занимая всего лишь узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами, не имея богатых земельных ресурсов, пахотных полей и пастбищ, финикийцам удалось за счет торговли стать одним из самых влиятельных государств региона. Не имея возможности должным образом заниматься земледелием и скотоводством, финикийцы выращивали виноград и оливы на склонах Ливанских гор. Из винограда делали вино, а из оливы - душистое масло. Ливанские горы были также богаты древесиной, которая послужила материалом для создания могучего торгового и военного флота.
Финикийцы стали торговать с соседними странами вином, маслом, строительной древесиной, изделиями из стекла и крашенными пурпурными тканями. Развивая морские торговые пути финикийцы плыли все дальше и дальше вдоль северного и южного побережья Средиземного моря. На своем пути на берегу они основывали небольшие поселения, которые служили торговыми постами и перевалочными базами для кораблей финикийцев. Так финикийцы основали колонии на островах Средиземного моря - Кипре, Сицилии, Сардинии и Балеарских островах. Финикийцы колонизировали северный берег Африки и южный берег современной Испании. В те времена корабли обычно плавали не в открытом море, а вдоль береговой линией. Расположение колоний позволяло финикийцам держать под контролем всю морскую торговлю.
Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. Они придумали конструкцию корабля с килем, что делало его более устойчивым, маневренным и быстроходным в условиях морского плавания. Быстроходность и вместительность их кораблей давала преимущество при нападении на небольшие поселения и угон пленных в рабство. Зачастую финикийцам даже не приходилось ни на кого нападать, так как они хитростью заманивали на свои корабли маленьких детей, обещая подарить им красивые подарки, а потом сразу же отплывали. За одного ребенка можно было получить быка или серебряный кувшин. Работорговля приносила огромную прибыль. В поисках новых товаров и рабов финикийцы плыли все дальше от родного дома.
Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда по земле из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Финикийцы достигли западного побережья Африки и даже предприняли, вероятно, удачную попытку обогнуть африканский континент. Самым грандиозным предприятием стоит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через Гибралтарский пролив, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
В этот период расцвета финикийского мореходства морской путь становится средством связи между Европой, Азией и Африкой, а также странами, которые находились за пределами Гибралтара. Контроль за международной морской торговлей сделал Финикию, наверное, самой первой морской торговой державой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Путешествия финикийских мореплавателей

Подготовила:

учитель начальных

классов

МБОУ «Новоселовская

школа»

Незборецкая Ольга

Васильевна

пгт. Новоселовское – 2016 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ ФИНИКИЙСКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Самое знаменитое путешествие совершили финикийские мореплаватели во времена могучего и тщеславного египетского фараона Нехо (царствовал с 610 по 592 г. до н. э.).

Он призвал к себе самых лучших и опытных мореходов Библа, Тира и Сидона и поручил им плыть вокруг Африки. Если ни разу не повернув назад, имея берег всё время по правую руку, они окажутся вновь в Египте, фараон сулил им большие награды. Если они оробеют и повернут руль, он грозил им жестокими карами.

Финикийские города

Три финикийских корабля, прекрасно оснащённые, наполненные съестными припасами, необходимыми для дальнего плавания, с лучшими гребцами вышли из города Саиса. Они двинулись по нильским рукавам, потом по широкому каналу, вырытому ещё во дни царицы Хатшепсут и теперь - 900 лет спустя - расчищенному и углублённому по приказу Нехо, вышли в зелёные воды Аравийского залива (так называлось Красное море).

Сперва путь шёл вдоль пустынных скалистых берегов, населённых дикими троглодитами (жителями пещер), но на сороковой день показались гостеприимные берега Пунта. Смуглые полуобнажённые пунтийцы, сбежались к берегу и отвели финикийских моряков в своё селение, расположенное на болотистом берегу на сваях. Финикияне, после сытного , предложенного гостеприимными хозяевами, разложили свои товары: янтарные , золотые чаши, пурпурные ткани и острые железные кинжалы, неведомые до тех пор пунтийцам. В обмен туземцы предлагали им ручных обезьян, борзых охотничьих собак и длиннорогих быков. Но финикияне просили маленькие шарики сухой мирры - душистой смолы деревца, растущего только в Пунте и соседней Аравии. Они знали, что за эти шарики им щедро заплатят египетские жрецы. Боги Египта любят благовонный дым, клубящийся от жаровен, на которых нагревается и тает ароматная мирра.

Морские пути финикиян

Двинувшись дальше, финикияне поплыли вдоль берега, населённого чернокожими, курносыми, толстогубыми людьми. Они ходили почти совершенно обнажёнными. Только узкий пояс облегал талию, и с него свешивались хвосты леопардов и большие раковины. Чернокожие люди недоверчиво относились к чужеземцам и не позволяли им высаживаться. Натягивая луки, они грозили острыми стрелами или швыряли камни, подымавшие столбы брызг вокруг кораблей. Впрочем, один раз финикиянам удалось сойти на совершенно пустой берег. На песчаной отмели лежали груды ослепительно белых слоновых клыков и рядом несколько леопардовых шкур. Кругом не видно было ни души. Самый старый из финикийских купцов объяснил в чём дело: «Местные жители хотят обменять свою добычу на наши товары, но боятся нас. Надо забрать их подношения и положить взамен наши дары. Нам ещё придётся когда-нибудь опять приплыть сюда. Если мы поступим честно, то жители будут верить нам и всегда приносить в это место слоновую кость».

Молодые купцы послушались старика и, погрузив на корабли 120 лучших клыков, выложили взамен груды пёстрых дешёвых бус, египетские фаянсовые сосуды и маленькие бронзовые топорики.

Первая галера - многоярусная вёсельная лодка

Плаванье продолжалось. С каждым днём воздух всё более и более накалялся. Жара становилась нестерпимей. Финикияне сбросили свои шерстяные плащи и остались в лёгких полотняных рубашках, но и это не помогало. На тринадцатый месяц плаванья свершилось чудо. Солнце в полдень отклонилось не к югу, как ему полагалось, а к северу. Даже старики никогда не видали ничего подобного и, вздыхая, говорили: «Бог Ваал разгневался и уходит на север. Он скроется от нас совсем в Подземное царство и весь мир погрузится во тьму». Но дни проходили, и ничего страшного не случилось. Моряки привыкли к странному явлению (финикияне достигли южного полушария, и экватор оказался на севере). Одно их огорчало: на родине никто не поверит им, когда они расскажут, что видели солнце в полдень на северной стороне.

Скоро запасы истощились. Пришлось сделать длительную высадку, настрелять диких и посеять немного ячменя и пшеницы на болотистом берегу. Под жаркими южными лучами зёрна быстро проросли, и через три месяца уже удалось снять обильную жатву.

Ливийская страна казалась бесконечной. Уже второй год плыли финикияне, а не было видно конца и края путешествию. Но вот настал радостный день. Берег стал поворачивать на запад, и моряки поняли, что это южная окраина Ливии. Скоро они поплыли уже на север и поняли, что приближаются, хоть и медленно, к дому, огибая Ливию со стороны заката солнца. В полдень дневное светило опять стало отклоняться к югу, и моряки вздохнули свободно. Самое трудное было уже позади.

Вот корабли вошли в глубокий залив. В глубине виднелся маленький островок, полный каких-то диких людей, покрытых густой шерстью. Проводник, который бывал не раз в далёких южных странах, назвал их гориллами. Несколько финикиян - опытные охотники - с копьями в руках погнались за чудовищами, но те убежали, цепляясь за скалы и защищаясь камнями. Удалось захватить только трёх волосатых и мускулистых . Они не умели говорить и только злобно мычали, кусаясь и царапаясь. Довести их до берега не было возможности. Пришлось их убить и содрать их шкуры. Долго спорили финикийские моряки - люди это или звери. И так и не смогли этого решить.

Вскоре внимание финикиян привлекло новое явление. Вдали появилась высокая гора, с вершины которой бил столб пламени. Огненные потоки изливались в море, и целые тучи пепла разносились ветром во все стороны и долетали до кораблей. «Это - колесница богов, - сказал проводник, молитвенно руки и произнося вполголоса заклинания, - горе тому, кто приблизится к ней».

Вот появился новый остров. Моряки высадились, чтобы запастись свежей водой из ручья. Некоторые углубились в густой лес. Огромные ветвистые деревья утопали в зелени. Их стволы были разнообразны и душисты. Ручей впадал в солёное озеро, посреди которого находился другой остров. Ни одного человека за день путешественники не встретили, только щебетание бесчисленных пернатых и рычание львов нарушало тишину. Но наступила чёрная южная ночь, и внезапно среди леса запылали тысячи огней и послышались звуки , кимвалов и тимпанов и дикие гортанные крики. Путешественники в страхе бежали к берегу, и прорицатели велели им оставить остров.

Проплыв мимо устья неведомой реки, полной крокодилов и гиппопотамов, финикияне увидали вдали прибрежную деревню. Хижины, сколоченные из древесных стволов, были покрыты пальмовыми листьями. Жители, высыпавшие на берег, заговорили на знакомом языке, приветствуя прибывших гостей.

Карфаген

Это были колонисты из Карфагена, большого финикийского города, расположенного на северном берегу Ливии.

Прогостив у соотечественников 10 дней, моряки вновь отправились в путь и, пройдя между двух остроконечных столпов Мелькарта, вступили в знакомое Верхнее море. Дальнейший путь уже не представлял опасности. Моряки долго отдыхали в шумном Карфагене, посещая друзей и знакомых, сбывая на рынке слоновую кость, чёрное дерево, золотой песок и звериные шкуры - всё, что удалось раздобыть по дороге.

Сбыт на рынке, всё что раздобыли в пути финикийцы

А месяц спустя финикийские мореходы уже подплывали к берегу Египта. Три года продолжалось их путешествие, Фараон Нехо не думал уже увидеть их в живых и, награждая их щедрыми дарами, заметил, что ни один путешественник до сих пор не забирался так далеко, и пройдёт много веков, пока найдутся другие такие смельчаки, чтобы решиться обогнуть огромную Ливию и вернуться через столпы Мелькарта.



Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

История названия

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя


Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря (сейчас это территория Ливана). Финикия представляла собой множество отдельных городов с принадлежащими им окрестными землями, а управляли ими цари. Такие города называются полисами – городами-государствами. Среди финикийских городов-государств особенно выделялись Библ, Тир и Сидон. Финикийские города так никогда и не объединились в единое государство.










Финикийцы всегда старались хранить свои открытия в тайне. На рубеже VI V веков до нашей эры еще один финикийский мореход, Ганнон, совершил плавание вдоль берегов Западной Африки и, вероятно, достиг Камеруна. Отчет об этом плавании («перикл») был выставлен для всеобщего обозрения в главном храме Карфагена.


Впоследствии побережье Центральной, Восточной и Южной Африки почти на полторы тысячи лет превратилось для европейских мореплавателей в одно огромное белое пятно. Вплоть до XV века никто не рисковал плавать вдоль западных берегов Африки по направлению к экватору маршрутом, давно знакомым финикийцам.

Новое на сайте

>

Самое популярное