Домой Миграционный учет Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды. Александрийский столп (Александровская колонна) Александровская колонна мистика

Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды. Александрийский столп (Александровская колонна) Александровская колонна мистика

Удивительная по простоте, но тем и поражающая, колонна на Дворцовой площади – самое высокое триумфальное строение в мире. Среди подобных ему равных нет.

Архитектор Монферран создал её по заказу Николая Первого, желавшего увековечить память о победе его брата, Александра Первого, в сражении с Наполеоном.

В 1834 году по проекту Монферрана в самом центре площади установили колонну из розового гранита высотой 47,5 метров. Это высота колонны со статуей, установленной на её вершине.

Розовый гранит, из которого изготовлена колонна, был добыт под Выборгом в Пютерлакской каменоломне, но первоначально из него предполагали сделать одну из колонн Исаакиевского собора.

Обнаружив, что длина монолита значительно превышает необходимую, решили не портить его и пустить на что-нибудь более внушительное.

Для доставки в Петербург в 1832 году сконструировали специальную баржу. Александрийский столп, кроме своих размеров, уникален еще и тем, что стоит ничем не закрепленный и не поддерживаемый. В вертикальном положении более полутора веков его удерживает собственный вес и расчеты талантливого архитектора. А вес его – ни много ни мало 600 тонн.

Невероятно в этом не столько то, что колонна не падает (ее основание достаточно широко), а то, что фундамент за полтора столетия не дал усадку, и не произошло отклонения от вертикали.

Работы по монтажу прошли быстро. В вертикальное положение её подняли чуть больше, чем за полтора часа. Задействованы в операции были без малого 2,5 тысячи солдат и рабочих.

В качестве рычагов (по совету Архимеда) использовали 1250 сосновых бревен.

Годы постройки памятника - 1830-1834.

Зная о том, что столб ничем не закреплен, горожане, особенно дамы, первое время побаивались приближаться. А вдруг гениальные расчеты оказались где-то неверны и обелиск все-таки упадет?

Огюст Ришар Монферран, чтобы развеять все сомнения жителей, каждое утро, вплоть до самой смерти, начинал день с утренней прогулки по Дворцовой площади вокруг колонны. Но столп не упал до сих пор, а ведь прошло уже более 170 лет. Он пережил даже вражеские бомбежки, хотя снаряды падали в непосредственной близости от него.

Александровскую колонну венчает фигура ангела работы бывшего крепостного скульптора Бориса Орловского.

Левая рука ангела держит классический латинский крест, а правая вознесена к небу. Голова наклонена вниз, и взгляд устремлён на землю.

Пьедестал украшен военным орнаментом. Бронзовые барельефы на пьедестале изображают воинские доспехи и русское оружие.

При строительстве фигура была закреплена металлическим прутом, который впоследствии по недосмотру удалили.

Только в 2002 году реставраторы обнаружили, что ангел, как и колонна, держится за счёт своего веса.

Вокруг поставлен декоративный чугунный забор, оконечности которого венчают небольшие фигурки двуглавых имперских орлов.

Периодически этих орлов ломают и воруют, что свидетельствует об определенном мозговом уровне части горожан.

На этот случай в запасниках лежат несколько готовых копий, которые быстро заменяют выбывших из строя.

Александровская колонна размеры и вес:

  • Общая высота - 47,5 метров.
  • Высота монолитной части - 25,6 метров
  • Высота пьедестала - 2,85 метра
  • Высота фигуры ангела - 4,26 метра
  • Высота креста - 6,4 метра
  • Нижний диаметр колонны -3,5 метра
  • Верхний диаметр колонны - 3,15 метра
  • Размер пьедестала - 6,3 х 6,3 метра
  • Размеры ограды - 16,5 х 16,5 метров
  • Общий вес сооружения - 704 тонны
  • Вес монолита около 600 тонн
  • Общий вес ангела с основанием наверху колонны - около 37 тонн

Как добраться:

Дойти до Дворцовой площади и найти ее центр.

Если не получится с первого раза - спросить прохожих

Артефакты другой истории. Александровская колонна

Ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так. Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях. Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне . Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.

Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном . Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану . Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.

Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.

Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира , на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн . Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн .

Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку. В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный. Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.

Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции , и все тем же Огюстом Монфераном .

"Старый" альбом издан в 1832 году, "новый" в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба. По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи . Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.

Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали . Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит. Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.

По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Оггюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем не много, а именно поставить колонну на место.

Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое не мыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа .

Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.

После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.

В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное, а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах” . На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.

Не вписывается это как то в официальную версию . Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм . Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне. Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн , то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.

Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому. Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.

Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение. Не правда ли?

Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история. Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми. По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное .

Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным , должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.

Искажение истории. Часть 4. Александрийская колонна

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

Александровская колонна

1834 - Огюст Монферран

Высота монолита Александровской колонны свыше 25,5 м, нижний диаметр - 3,66 м, верхний - 3,19 м, масса около 600 т. Венчает колонну бронзовая фигура Ангела, попирающего крестом змею - символ победы добра над злом (скульптор Б. И. Орловский). Лицу Ангела приданы черты императора Александра I. Высота Ангела 4, 26 м. Постамент украшен бронзовыми барельефами аллегорического содержания (скульптор П. В. Свинцов, И. Леппе, по эскизам Дж. Б. Скотти). Общая высота Александровской колонны 47, 5 м.

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ *

    Вид каменоломни Пютерлаг
    во время работ*

    Погрузка колонны
    на бот "Святой Николай"*

    Транспотировка
    гранитных блоков
    по Неве*

    Доставка гранитного
    блока на Дворцовую
    площадь*

    Гранитный блок на
    транспортировочном
    помосте*

    Обработка гранитного
    блока на месте
    установки колонны*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки
    на Дворцовой набережной*

    Подъём колонны на
    строительный помост
    для транспортировки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Транспортировка колонны
    по строительному помосту
    к месту установки*

    Подъём колонны 30 августа
    (день тезоименитства
    Александра I) 1832 года.
    Трибуны для зрителей*

    Схема строительных
    лесов для установки
    колонны*

    Подъём колонны на
    гранитный постамент.
    Караул из роты
    гвардейских гренадер*

    Отливка верхней
    бронзовой части*

    Постамент и
    декоративные части
    Александровской
    колонны*

    Проекты
    скульптурного
    убранства
    Александровской
    колонны*

    Александровская колонна,
    Вандомская колонна,
    монументы Траяна и
    Антония, колонна Помпея*

    ** см. ниже



    в Санкт-Петербурге. (ГРМ)
    30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Чернецов Г. Г. Парад по случаю
    открытия памятника Александру I
    в Санкт-Петербурге 30 августа 1834 г.
    Добавил-

    Вид Александровской
    колонны на Дворцовой
    площади*

    Вид на
    Александровскую
    колонну*

    1860-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

    1866-1870 гг.
    С сайта pastvu.com

* Огюст Монферран "Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра". Париж. 1836 г.

** Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 вкладка

Центром композиции ансамбля Дворцовой площади является «Александрийский столп» монумент, посвященный победе в Отечественной войне 1812 г. Это событие произошло в период царствования Александра I, поэтому монумент создан в его честь и носит имя «Александровская колонна».

Решение об увековечивании эпохи правления Александра I было принято его братом, императором Николаем I. Работы по сооружению памятной колонны возложили на Комиссию о построении Исаакиевского собора и его главного архитектора Огюста Монферрана.

Первоначально Монферран задумал памятник в виде обелиска высотой 35 м и представил несколько вариантов, отличавшихся только оформлением пьедестала. В одном случае его предполагалось украсить барельефами и на лицевой стороне изобразить Александра I в виде едущего на квадриге триумфатора-победителя. Во втором случае по сторонам постамента с посвятительной надписью располагались фигуры Славы и Изобилия. Необычным был третий вариант - с фигурами слонов, поддерживающих обелиск. В том же 1829 г. архитектор разработал еще один вариант - в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом. Этот вариант, в котором есть все элементы исполненной композиции, за исключением завершения колонны, был принят за основу.

В Александровской колонне воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности (Знаменитая колонна Трояна в Риме), но она является крупнейшим в мире сооружением подобного рода. Монумент на Дворцовой площади стал самой высокой колонной, изготовленной из монолитного блока гранита.

Монферран задумал сделать колонну в огромных размерах, предложив основание и гранитный ствол изготовить из финляндского гранита, а отдельные детали отлить из бронзы. Заготовку для гранитного ствола колонны решили вырубить на находившейся в распоряжении Комиссии в Петерлакской каменоломне, расположенной в 36 верстах от г. Фридрихсгама (ныне - Хамина, Финляндия). Чрезвычайную сложность представляла не только заготовка монолита весом более 600 т, но также его доставка в Петербург и установка. Монферрану приходилось доказывать правильность расчетов, основанных на его богатом опыте. Его объяснения Комиссия нашла убедительными, и в начале ноября того же года проект Монферрана был одобрен, а 13 ноября был представлен на утверждение план Дворцовой площади с указанием места для памятника. Наконец, в начале декабря 1829 г. «Государь Император Высочайше повелеть соизволил монумент Императору Александру I-му поставить на том месте, как показано на означенном плане».

В пояснительной записке Монферрана значилось: «Фундамент сего монумента будет сделан из сплошного гранита, обложенного по бокам тосненскою плитою с четырех сторон в глубину на 3 сажени. Бут таковой настелить на сваи из сосновых бревен толщиною от 6 до 7 вершков и 3 сажени длиною, расположив на расстоянии одного аршина от центра до центра. Прямо на сваи положить в виде лежней один ряд гранита по всему пространству… Пьедестал, который обложится бронзою, будет сделан из гранита…»

Работами, которые велись по способу С. К. Суханова, руководили мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. Согласно архивному документу «гранит опрокинут был … 19 сентября в 6 часов вечера в присутствии главного архитектора…» В Петербурге в отсутствии Монферрана «Все обязанности, до строения относящиеся», должен был исполнять архитектор А. Адамини. Отделенный монолит нужно было еще обтесать, на что ушло полгода. Каждый день над обтеской работало в среднем 250 человек.

1 апреля 1832 г. Василий Яковлев рапортовал: «работа сия ныне совершенно окончена». Требовалось доставить колонну к пристани, и 26 апреля купец просит отпустить ему пороху для расчистки дороги на гранитной ломке для перекатки колонны. Порох отпустили из Фридрихсгамского артиллерийского гарнизона. Перекат начали 19 июня в 7 утра и завершили его в 8 часов вечера того же дня. Через три дня в присутствии командированного Императором председателя Комиссии графа Ю. П. Литты колонну погрузили на судно, плоский бот «Св. Николай», построенный по чертежам корабельного инженера подполковника К. А. Глазырина на Партикулярной верфи в Петербурге. Перевозка по воде оказалась не простой. В пути сломался чугунный вал парохода, и при помощи другого парохода «Александр» судно с колонной было отбуксировано для ремонта, а потом продолжило путь в непростых погодных условиях.. 1 июля в 4 часа утра судно прошло Исаакиевский мост и причалило к пристани близ Зимнего дворца. 12 июля «в присутствии их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Высочайшей фамилии, а также в сопровождении Его Королевского Высочества принца прусского Вильгельма при многочисленном стечении публики, собравшейся на сие необыкновенное зрелище», колонну благополучно выгрузили на берег. На выгрузке было занято 640 рабочих.

После того, как в декабре 1829 г. было утверждено место для колонны, под фундамент забили 1250 сосновых свай длиной по 6 м. На фундамент, не считая большого закладного камня, пошло около 392 квадратных саженей гранитных блоков, уложенных в 13 рядов. Работу выполнял все тот же Василий Яковлев, закончив ее в октябре 1830 г. под наблюдением Монферрана. В центре фундамента, состоящего из гранитных блоков, заложили бронзовую шкатулку с медалями, отчеканенными в честь победы 1812 г., монетами образца 1830 г. и закладной доской. Надпись на доске выгравировал «С.-Петербургский мещанин Василий Данилович Берилов». В начале ноября 1831 г. Николай I, выслушав предложение председателя Комиссии, разрешил в основание монумента поместить вторую бронзовую с позолотой закладную доску, повелев «положить при том еще вновь выбитую медаль за взятие штурмом Варшавы. Изготовить закладную доску в этот раз поручили известному мастеру бронзовых дел А. Герену. 31 января 1832 г. готовая доска была отправлена Монферрану, и 13 февраля состоялось помещение ее на место вместе с медалью за взятие Варшавы в присутствии всех членов Комиссии.

30 августа 1832 г. 600-тонный монолит с помощью 60-ти кабестанов и системы блоков поднят и без каких-либо креплений установлен на постамент. В подъемных работах участвовали 3 тысячи человек, в том числе 1440 солдат и матросов. Вороты были расставлены в два ряда вокруг лесов. На каждый ворот ставилось 29 человек:» 16 солдат у рычагов, 8 в резерве, 4 матроса для оттаски и уборки каната по мере поднятия колонны, 1 унтер-офицер… Для достижения правильности движения воротов, дабы канаты тянули сколько возможно равносильнее, поставятся 10 человек десятников». 120 человек работных людей размещались наверху лесов, чтобы следить за блоками, и 60 внизу «для присмотра за оттяжными шкивами. 2 десятника с 30-ю человеками плотников расставятся по большим лесам на разных высотах для положения бревенчатых подмог, на коих будет лежать колонна, в случае, если бы поднятие оной нужно было приостановить. 40 человек рабочих будут поставлены около колонны, с правой и левой сторн, для уборки катков из-под саней и для оттаски оных на место. 30 человек рабочих поставятся под мостом при канатах, удерживающих вороты. 6 человек каменщиков употребятся для подлива известкового раствора между колонной и базой 15 человек плотников и 1 десятник будут находится в готовности на случай непредвиденный… Лекарь, состоящий при строении Исаакиевского собора, будет находится на месте производства во все время поднятия колонны».

Зодчий много работал над оформлением колонны. Эскизы четырех барельефов на пьедестале еще в апреле 1830 г. были представлены Императору, который их одобрил, изъявив желание, чтобы они были в натуральную величину. Монферран просил предоставить эту работу живописцу Скотти. К концу июля1830 г. Д.-Б. Скотти один картон полностью закончил, а два других начал Чтобы ускорить работу Академия Художеств определила ему помощников. Ф. П. Брюлло исполнил аллегорические фигуры Победы и Мира, Т. А. Марков - Невы. Аллегорическая фигура Волги была поручена Я. Ф. Яненко. В связи с кончиной Скотти в 1830 г. его работу продолжил его ученик живописец Василий Соловьев. Под наблюдением Монферрана и по его указаниям на трех неоконченных картонах Соловьев нарисовал трофеи. В феврале 1831 г. Император изъявил желание внести изменения в картоны, которые заключались в замене всей изображенной античной военной арматуры на старинную русскую. Внести изменения в картоны поручили Брюлло. Николай I также приказал, чтобы двуглавые орлы, украшающие углы пьедестала, имели поверх головы императорскую корону. Исправленные картоны 12 марта получили одобрение императора.

Для изготовления моделей базы, капители, архитрава и украшений пьедестала Монферран рекомендовал лепного дела мастера Евстафия балина. 27 сентября 1830 г. с ним был заключен контракт, а 28 января следующего года работа была выполнена. Модели поступили к заводчику Ч. Берду для отливки из металла.

Вместо первоначально задуманного креста зодчий в 1830 г. предложил завершить колонну фигурой Ангела, представив рисунок и модель, рекомендовав скульптора И. Леппе. Однако, по настоянию Оленина, был объявлен конкурс, в результате которого была утверждена в 1832 г. модель скульптора Б. И. Орловского. В июне 1832 г. ему предложили лепить статую в натуральную величину высотой 6 аршин. Утверждая модель, Император повелел, «чтобы лик дать статуе покойного императора Александра». Основные части модельной фигуры Ангела в натуральную величину изготовил из дерева со своими работными людьми купец Василий Столяров. Из гипса были отлиты только голова, руки и ноги. Затем последовали многочисленные прения о размерах и количестве ангелов на колонне, в результате чего 2 августа 1833 г. Николай I решительно распорядился «фигуру сделать в высоту 6 аршин… и окончить все прения на счет фигуры, дабы более не делать никаких представлений». 5 января 1834 г. Орловский сообщил об окончательной готовности гипсовой статуи Ангела. Через неделю статуя была на заводе Берда, который взял на себя также изготовление всех бронзовых украшений колонны. 28 августа 1833 г. Монферран освидетельствовал работу Берда: все вещи отлиты, отчеканены, приделаны и готовы совершенно для постановки на место; четыре больших барельефа тоже отлиты, над ними производится чеканка. Оставалось изготовить только фигуру Ангела, но не был решен вопрос ориентации фигуры. Только в конце мая 1834 г. Николай I повелел поставить фигуру Ангела лицом к Зимнему дворцу. В начале июня основные части фигуры (рука и крылья отливались отдельно) были готовы и собраны вместе с крестом под наблюдением Орловского.

Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

Ко дню поднятия колонны были приготовлены помосты для зрителей.

30 августа 1834 г. при торжественном открытии Александровской колонны состоялся парад гвардейских полков, в честь этого события выбита мемориальная медаль.

Александровская колонна сразу вошла в число главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монферран предлагал также установить бронзовую декоративную ограду и «канделябр с медными фонарями и газовым освещением», но тогда эти работы не были осуществлены. Решетку хотели выполнить из кованого железа с украшениями из золоченой бронзы и двенадцатью хрустальными шарами на трехглавых орлах, установленных на трофейных пушках. 17 декабря 1834 г. Монферран сообщил Комиссии, что принял в арсенале 12 турецких пушек. Все работы по решетке обязался выполнить Берд, который в начале февраля 1835 г. предложил также подвести к шарам газовое освещение, соорудив газометр в Главном штабе ипли возле экзерциргауза. 30 ноября 1835 г. решетка была принята. Осенью и зимой 1835 г. и 1836 г. памятник освещался 12-ю стеклянными шарами, сделанными на Императорском стеклянном заводе. Горело в них масло, но в некоторых лампах оно подтекало, оставляя на орлах и пушках следы ржавчины; несколько шаров почернело от копоти. В довершение, 25 декабря 1835 г. в 11 часов вечера один шар «с великим треском» лопнул и через три месяца от сильного ветра развалился. 11 октября 1836 г. « последовало Высочайшее повеление устроить у памятника… чугунные канделябры с фонарями по утвержденным рисункам для газового освещения». За изготовление и установку на гранитных пьедесталах канделябров взялся Берд, который обязался также заменить бронзовыми коронами стеклянные шары в ограде. Каждый канделябр Монферран спроектировал на 5 ламп. Канделябры высотой 2 сажени 1 аршин 6 вершков решили покрыть краской за три раза и бронзировать, лампы выполнить из бронзы. После консультаций с прибывшим из Англии инженером, выяснилось, что необходимо сильно увеличить наружную толщину канделябров, Монферрану пришлось сделать новый проект. Из-за этого изготовление канделябров перенесли на июнь 1837 г. Хрустальные шары были заменены на короны в начале октября 1836 г. Кроме 36 малых корон, Берд поставил на решетке «12 больших императорских бронзовых корон», изготовленных тоже по рисунку Монферрана. Так как только в августе 1837 г. завершилась прокладка газовых труб, канделябры были приняты в конце октября того же года.

В послереволюционное время Ангела закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

(Из статьи Н. Ефремовой "Александровская колонна" "Наука и жизнь" №7, 2002)

В период блокады памятник поврежден осколками снарядов. В 1963 г. прошла реставрация (бригадир Н. Н. Решетов, руководитель работ - реставратор И. Г. Блэк). В 1977 г. асфальтовое покрытие вокруг Александровской колонны заменено диабазовой брусчаткой, воссозданы в первоначальных формах четыре фонаря по ее углам. В 2002-2003 гг. проведена комплексная реставрация. В 2004 восстановлена историческая ограда.

Литература:

Статья В. К. Шуйского «Александровская колонна: история создания»в в Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып. V. СПб.: «Лики России», 2001 С. 161-185

Санкт-Петербург: Энциклопедия. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006 С. 34

Исаченко В. Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. - СПб.: «Паритет», 2004 С. 42-48

    Вид с северо-запада,
    со стороны Зимнего
    дворца

    Вид с юго-востока,
    со стороны арки
    Главного штаба

    Вид с северо-востока,
    со стороны р. Мойки

    Вид с юго-запада,
    со стороны
    Александровского сада

    Фото - , 07.2018.

    С крыши Дома Зингера
    Фото - , 06.2017.

Новое на сайте

>

Самое популярное