Домой Страны Европы Путешествуем по китаю. Путешествие по китаю

Путешествуем по китаю. Путешествие по китаю

Какой тур лучше? Популярные туры в Китай на нашем сайте – это лучшие туры по отзывам наших туристов. Мы понимаем: бывает непросто определиться, какие места посетить, и поможем Вам подобрать лучшие туры онлайн для путешествия в Китай.

10 самых увлекательных экскурсионных туров по Китаю на русском языке! Поднебесная поражает разнообразием пейзажей, обилием памятников архитектуры, культуры и истории. Вы можете выбрать тур онлайн или взять предложенные туры в Китай за основу, чтобы создать свой.

Лучшие туры 2019 – это не только самые известные китайские города: Пекин, Сиань, Шанхай, Гуйлинь, Гонконг, Сучжоу, Ханчжоу, Чэнду и Лхасу. Каждый из индивидульных туров составлен так, чтобы Вы посетили к тому же достопримечательности Китая, о которых мало кто знает, увидели настоящий Китай .

  • Все туры адаптируются под удобные для Вас даты, ритм и пожелания в поездке в Китай. Создайте свой собственный тур прямо сейчас!
  • Позвольте нам представиться и рассказать о том, можем Вам помочь.

Шаолинь Кунг-Фу Тур

Цена от $1562 Пекин - Лоян - Сиань - Шанхай, 11 дней

Во время этого тура Вы узнаете об истории происхождения боевых искусств и кунг-фу, Вас ждёт великолепная природа - пещеры и гроты, горы и реки. Вы познакомитесь с уникальной культурой Шаолинь, посетите Храм Шаолинь - самый известный храм в Китае!

Как организовать самостоятельную поездку в Китай в 2019 году! Виза, билеты, отели, еда, транспорт, безопасность. Сколько стоит съездить в Китай? Расчет стоимости, советы и наблюдения.

Материал подготовлен на основе личного опыта самостоятельного путешествия в Китай автора текста: три месяца жизни в Шенчьжене, а также поездки в Гонконг и Гуанчжоу.

Китай огромен и очень разнообразен, поэтому четко сказать, где какие цены и условия, невозможно. Буду отталкиваться от Шеньчженя - центра всей электроники, молодого и быстро растущего города на самом юге Китая, который граничит с Гонконгом. Я расскажу, что пригодиться туристу при планировании самостоятельной поездки в Китай в 2019 году, а также приведу собственные наблюдения о стране и советы путешественникам.

Как сделать визу в Китай самостоятельно

Виза в Китай для россиян нужна, за исключением редких случаев. Обычная однократная стоит 1500 рублей, двукратная - 3000, многократная - 4500 рублей. Плюс взимается банковская комиссия 2,5% с человека.

Срочная однократная - 2400, срочная двукратная - 3900, срочная многократная - 5400. Еще есть экспресс-рассмотрение, стоит дороже.


Аэропорт в Пекине (Фото © Enzojz / flickr.com)

Сколько стоят отели в Китае в 2019 году

Отправляясь в Китай самостоятельно, придется решать вопрос, где жить. Кто-то выбирает привычные гостиницы, а кто-то арендует квартиру или комнату.

Отели. Двухместные номера в отелях в центре Пекина летом стоят от 30$, в низкий сезон - от 13$. В Шеньчжене вне сезона - от 22$. Отели советуем искать на Roomguru .

Лучше останавливаться в сетевых отелях, так как они заботятся о своей репутации. Сутки в таком отеле стоят от 30-40$ за двухместный номер. Сетевые отели в Шеньчжене: Greentree Inn , Sheraton, Novotel и т. д.

Советы:

  • Ищите отель с хорошей звукоизоляцией - китайцы шумные.
  • Фотографии отелей не всегда соответствуют действительности.
  • Иногда номер может быть чистый и уютный, но иметь посторонние запахи, например, сырости. Или окнами выходить во внутренний двор, где свалка или китайская уличная кафешка (которая производит запахи не лучше).

Аренда. Если хочется личного комфортного жилья, ищите комнату, квартиру или дом на Airbnb . Выбор жилья огромен. Аренда квартиры в Пекине стоит примерно 30-50$ в сутки, в Шеньчжене - от 27$. На месяц на Airbnb снять квартиру можно за 600-1500$ (комнаты - 500-900$). Цена зависит от города, района и состояния дома. Например, в Шеньчжене возле пляжа в курортном районе отличную квартиру сдавали за 600$. При длительной аренде бывают скидки.


Вход в Shenzhen Novotel Watergate (Фото © booking.com / Shenzhen Novotel Watergate)

Еда и кухня Китая

Другая трудность, с которой вы столкнетесь при самостоятельной поездке в Китай в 2019 году - это еда. Она здесь очень специфична, поэтому с походом в кафе возникают проблемы, особенно если не знать языка. Но тут на помощь приходят McDonald"s и KFC. Также есть много европейских известных сетей, в которых можно по картинкам заказать еду. Однако и цены в них значительно выше - например, гарнир с мясом стоит от 6$. Иногда в стоимость входит чай. В McDonald"s Биг Мак (картошка, кола, дабл чизбургер) обойдется примерно в 5$.

В целом в кафе можно поесть на 5$ и больше, в ресторанах простое блюдо стоит от 10$.

Где можно недорого и вкусно поесть в Китае:

  • Кафе для местных. В них можно за 1,5$ плотно поесть, но никто не гарантирует качество продуктов и соблюдение санитарных норм. Минус - сложно заказывать блюда, так как зачастую картинки отсутствуют или их мало, а если и есть, то непонятно, что это.
  • "Мусульманки" - это местные кафе, которые держат китайцы-мусульмане. Еда там приготовлена с соблюдением всех норм и действительно очень вкусна. Очень люблю их лапшу и советую попробовать. Они готовят ее при тебе, и за этим процессом интересно наблюдать. Стоимость от 1,5$ за огромную порцию.
  • Супермаркет. Килограмм бананов стоит 1-2$, яблоки 2-3$, мандарины 1-2$. Не советую покупать колбасные изделия. Это совсем не то, что мы ожидаем: китайские сосиски сделаны из сои с кучей специй и добавок. На вкус они сладкие и со специфичным запахом, но ради любопытства разок можно попробовать.

(Фото © Jo@net / flickr.com / Лицензия CC BY 2.0)

Интернет и сотовая связь в Китае

Все sim-карты продаются только по паспорту в специализированных местах. Стоимость мобильной связи достаточно высока - от 20$ в месяц, плюс за покупку карточки и выбор тарифного плана берут столько же. Чтобы приобрести нормальный тариф и разобраться во всем, нужно знать китайский язык. Если вам нужен интернет в Китае, в поездке проще пользоваться Wi-Fi - в больших городах его можно найти повсюду.

Есть еще одна неприятность, с которой многие сталкиваются - это блокировка всех служб Google, YouTube, Instagram. Для доступа к ним необходимо установить себе специальную программу VPN.


China Mobile - крупнейший оператор мобильной связи в мире (Фото © Open Grid Scheduler Grid Engine / flickr.com)

Транспорт в Китае

С транспортом в Китае все отлично. Очень развита инфраструктура. Самолеты, паромы, поезда (в том числе скоростные), автобусы, метро и такси. В любую точку добраться можно без проблем. Проезд в автобусах - от 0,3$, в метро - от 0,5$.

Если собираетесь поехать в Китай на месяц, покупайте проездной. Пластиковую карточку можно пополнять и использовать в метро и автобусах, а затем вернуть и получить деньги обратно. Стоимость 4$. Это очень удобно: не нужно узнавать стоимость билетов, покупать жетоны, стоять в очередях. Соответственно, пропадает и проблема языка. На поездки в пределах одного города хватит 10-30$ на месяц.

Очень распространенный вид передвижения - электромопеды. По сути это такси, только менее комфортное, более экстремальное и дешевое - от 2$. Основное преимущество - отсутствие пробок, так как ездят мопеды, где хотят. Единственный минус - это язык. Нужно договориться о цене и месте назначения.

(Фото © Lαin / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Банкоматы и карты

Будьте готовы, что во многих магазинах вашу карту Visa или MasterCard могут не принять, так как в Китае другая платежная система - UnianPay. Эту карту можно оформить в любом банке бесплатно. Если нужно снять деньги со своей, то есть множество банкоматов для этого.

Менталитет китайцев

Не удивляйтесь, если в Китае вы будете чувствовать себя обезьянкой, с которой все хотят сфотографироваться. Для китайца иметь фото с европейцем - это показатель крутости, статуса, так что вы всегда будете в центре внимания. На вас всегда будут оборачиваться и, не стесняясь, смотреть в упор. Помимо повышенного интереса, китайцы будут пробовать заработать на "белом человеке". Для них мы ходячие деньги, так что торгуйтесь во всех магазинах. К примеру, однажды мы сбили цену на рубашку с 35$ до 5$.

О культуре и воспитании большинства китайцев говорить можно долго. Уступить место девушке, пропустить ее вперед, пропустить выходящих из транспорта, мусор выбросить в урну - это все не про них. Также у них нет чувства такта. Не удивляйтесь, если при первой же встрече вас будут расспрашивать про личную жизнь, зарплату и здоровье. Сами же китайцы очень хитрые и предприимчивые, но в то же время добродушные.

Полезные слова на китайском для путешественника:

Безопасность в Китае

Знаете, откуда пошла традиция носить рюкзак спереди? Из Китая. Там очень распространено мелкое воровство. В больших городах везде можно встретить полицейского, который с радостью поможет в любой ситуации. Также во всех автобусах, метро, торговых центрах, да и просто на улице висят камеры, поэтому в больших городах нечего боятся, гуляя вечером по улицам. Из личного опыта: я гуляла с фототехникой, и ни разу никто не пытался пристать.

Также в Китае есть негласное правило, что животным, детям и лаоваям (иностранцам) можно все.

(Фото © Today is a good day / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Сколько стоит самостоятельная поездка в Китай из России

Давайте посчитаем, сколько стоит поездка в Китай на двоих на 10 дней при вылете из Москвы:

  • Однократная виза - 52$.
  • Авиабилеты из Москвы в Пекин и обратно - от 586$. Найти билет >>
  • Отель в центре Пекина в низкий сезон - 130$. Найти отель >>
  • Питание в забегаловках для местных - 120$.
  • Страховка - 23$.
  • Транспорт и достопримечательности - примерно 200$.

Итак, сколько же стоит съездить в Китай самостоятельно? Минимальная стоимость поездки, если вы готовы экономить - примерно в 1111$ на двоих на 10 дней.

Если же вы привыкли жить с комфортом, то путешествие будет стоить примерно 1711$ на двоих (проживание в отеле 3* - 250$ и питание в кафе и ресторанах - 600$). Мы в месяц на двоих тратили 1500$.


Фрагмент купюры в 100 юаней (Фото © super.heavy / flickr.com)

Воспользуйтесь нашими полезными советами по самостоятельной поездке в Китай в 2019 году:

  • Посмотрите перед путешествием, как китайцы считают на пальцах. Совпадение с нашим счетом только до 4, дальше все по-другому.
  • Обязательно скачайте в телефон переводчик.
  • Возьмите нужные лекарства, так как в китайских аптеках вы вряд ли сможете найти что-то знакомое. Скорее встретите засушенную жабу, нежели активированный уголь.
  • Скачайте на телефон программу Baidu и карты городов, где собираетесь жить. Эта программа поможет подобрать маршрут, время и вид транспорта, определить лучший вариант пути. С ней не потеряетесь. Очень советую!

Надеюсь, общее представление о ценах и условиях у вас составилось. И проблема языка, как видите, не столь страшна. Путешествуйте, ведь в мире столько всего интересного!

(Фото © monkeylikemind / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0)

Источник вступительного изображения: © mandylovefly / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.



Будучи страстными поклонниками самостоятельных поездок вне традиционных туристических маршрутов, решили отправиться в очередное путешествие по Китаю.

Поскольку в Пекине и Гуйлине мы уже были, новый маршрут был составлен таким образом, чтобы посмотреть максимально возможное количество достопримечательностей, обычно не входящих в традиционный тур знакомства с Китаем: Шанхай - Сучжоу - Сиань - Чэнду - Лэшань - Эмейшань - Дацзу - Чунцин - круиз по Янцзы до Ичана - Ухань - Хайнань - Гонконг.

Агентство: Astravel - никаких особых проблем. Заказали билеты, гостиницы, трансферы, сделали визы и страховки. Менеджер Сергей с пониманием отнесся к нашим требованиям, тормозили весь процесс китайцы, которые не готовы к оперативному решению проблем (начинали мы обсуждать маршрут аж в январе!)

Отлет из Ш-2

Мужчины сбросились по 100 у.е. и купили на все виски, коньяк и ликер Бейлис для дам. Этот запас помог нам в ряде ситуаций во внутреннем Китае, но об этом позже…

Шанхай – город контрастов

Первый раз я была в Шанхае в 1989 году проездом из Ханчжоу. С тех пор произошли колоссальные изменения, даже по сравнению с нашей последней поездкой в 2004 году многие места просто не узнать. Новый район Пудун по другую сторону реки, поражающей своей архитектурой, составит конкуренцию любому мегаполису с традиционными небоскребами.

Жили в отеле New Asia (***), относительно приличный, расположен в 10 минутах ходьбы от главной торговой улицы Нанкинлу и в 20-25 минут от старого города. К отелю особенных претензий нет, так как в нем только ночевали после долгих вылазок, никаких изъянов не заметили. Деньги поменяли на ресепшне – 1 доллар – 7,9 юаней (курс примерно везде одинаковый). В отеле были часов в 12 по местному времени, сразу же встретились с нашими друзьями, которые прилетели из Гуанчжоу, и отправились на набережную Бунд фотографироваться и обедать…

Сфотографировались на фоне небоскребов с набережной, битком забитой такими же "туристами", на нашей стороне – исторические здания, построенные во времена британского колониального владычества. Особенно впечатлил отель HEPING (Мир) с изумительными внутренними интерьерами, в т.ч. витражами. Сразу представляешь богемный Шанхай, дам в вечерних платьях и жемчугах, изысканные блюда… Но нас туда не пустили – после двух все государственные рестораны не работают, ждите, говорят, до ужина.

В итоге мы сели в одну из туристических забегаловок, заказали с голодухи на 12 человек (6 семейных пар) блюд двадцать и пива китайского, и водки китайской "арготоу" (т.н. "ладошка" в простонародье – так как сама бутылка легко умещается в ладошку). Трое из нас прилично говорят на китайском, поэтому обслужили нас по высшему классу… Единственная ложка дегтя – девушке, впервые пробовавшей китайскую кухню в столь самобытном месте, в блюде попался таракан…. Только "Red Label" спас ситуацию, и в дальнейшем мы все дезинфицировались с помощью крепких напитков, предусмотрительно захваченных из России. Потом пешком отправились в старый город DownTown. На самом деле, обилие иероглифов сначала поражало наших друзей, которые их никогда в таком объеме не видели.. Однако, как ни странно, ориентироваться было достаточно просто - везде надписи транскрипции на английском языке, которые повторяются и в карте, которую мы купили в ближайшем киоске.

Связь без брака – некоторое отвлечение от маршрута

Там же на набережной купили и телефонную карточку за 100 юаней, которая дает 999 минут разговора по Китаю. К сожалению, активировать международный роуминг нам не удалось, поэтому у мужа (или соответственно, жены был российский номер), а у жены (или мужа) – китайский. Еще мы взяли с собой портативные рации, которые использовали весьма активно при передвижении по городу и даже по магазинам (в китайских многоэтажных супермаркетах легко потеряться даже китайцу).

Старый и Новый Шанхай

Старый город представляет собой скопление улочек с массой магазинов, торгующих китайским ширпотребом специально для туристов (как китайцев, так и относительно немногочисленных иностранцев) и разных забегаловок-ресторанов. В небольшом дворике – дерево Счастья, полностью увешенное красными лентами с пожеланиями в виде ярко-желтых иероглифов (сами ленты с пожеланиями можно тут же купить за 5 юаней). Надо подбросить ленту так, чтобы она повисла на ветках, тогда, как считают китайцы, желание сбудется.

Людской водоворот выносит тебя к небольшому озеру (плавают жирные-прежирные красные рыбы) с зигзагообразным мостиком со знаменитым чайным павильоном.

Часть нашей группы купила билеты (около 60 юаней) в парк Юйюань и успела предусмотрительно насладиться красотами парковой архитектуры практически в одиночестве (предусмотрительно - потому что на следующий день мы отправлялись в Сучжоу, город, где разбитые сады в китайском стиле являются главной достопримечательностью). Причудливые формы беседок, камни, щебет птиц и …за стеной – огромные современные небоскребы – таков нынешний Шанхай.

Сама улица Нанкинлу – это мгнокилометровый шоппинг-марафон (к слову, мы в нем не участвовали), когда загорается красный свет и ты на такси пересекаешь эту улицу, кажется, что она вся черная от китайских голов до горизонта – только люди, чуть выше – огни неоновых реклам магазинов и ресторанов. Негде упасть не то что яблоку… Однозначный простор для карманников, поскольку людской поток движется так плотно, как на первомайской демонстрации.

Отдохнув в гостинице (дошли пешком за полчаса, непрерывно фотографируя рикш, висящее на балконах белье и уличные лавки), решили поехать смотреть город с высоты птичьего полета, только не на прорекламированной башне "Жемчужина Востока" (самая высокая в Азии), а в самый высокий небоскреб GuoMao с баром то ли на 54, то ли на 84 этаже. Изысканный восточный интерьер, коктейль "Беллини" за 10 у.е. и фантастический вид на город…

Сучжоу – город садов и каналов – китайская Венеция

Полтора часа ехали в Сучжоу на автобусе. Экскурсовод – милая девушка в очках с тихим голосом – типичная представительница китайской интеллигенции – старательно рассказывала нам уже известные нам факты из путеводителей. У нас был и "Полиглот", и "National Geographic" (на порядок лучше первого по всем статьям). Сад скромного чиновника был полностью забит любознательными китайцами, которые как в одиночку, так и туристическими толпами медленно передвигались по наиболее известным местам в этом саду. Помучившись час в толпе и выжидая, когда очередная группа покинет милый павильон или историческую беседку, решили больше не искушать судьбу.

Еще посетили парк с очаровательной пагодой, после чего настояли на покупке экскурсии за 85 юаней на самоходной лодке по каналам Сучжоу. Вот это, действительно, стоящее мероприятие – красота необыкновенная, балкончики с китайскими фонариками, завешанные разного рода бельем, которое сушится. Какой-то китаец, сев на корточки в окне, чистил зубы. Вся жизнь – напоказ. Купили за 16 юаней (около 2 долларов) на берегу прямо на улице пельменей и наелись, поскольку сесть в ресторан было невозможно.

На это наши приключения не кончились – наиболее активные пошли на массаж ног на ближайшей улице к нашему отелю, за 58 уаней (1 доллар = 7.9 юаня) полчаса милые девушки с цепкими пальцами и юноши с рельефной мускулатурой демонстрировали чудеса восточного массажа. На следующий день одного нашего друга в аэропорту пришлось везти на тележке – ноги не ходили, второй участник эксперимента пару дней ходил на полусогнутых ногах. Остальные участники эксперимента были в восторге…

Сиань – кого больше статуй или китайцев???

Честно говоря, ответить на этот вопрос было довольно сложно. Разместились утром мы в отеле Le Garden (твердая четверка, только туристические группы, наших соотечественников было аж два автобуса, при этом местные гиды разводили их как кроликов на посещение шелковой и жемчужной фабрики, правда, сам отель от центра города расположен далековато).

Нам попался Гоша - рослый китаец лет 45, как он сказал, отставной летчик, но, судя по его знаниям о нашей стране, он факультативно учился и на еще одном факультете (однозначно, разведки).

Утром посмотрели Пагоду диких гусей – самом знаменитом храме в Сиане во времена танской династии (VII-Х в). Около получаса езды на микроавтобусе и мы – почти на месте. Проехали гробницу (предполагаемую) ЦинШи-хуана – императора, объединившего Китай, как сказал нам осведомленный обо всем Гоша, там ничего нет, кроме современной стелы. Тем не менее, сотни автобусов и толпы (буквально) жуткие толпы китайцев заставили нас отказаться от мысли о том, что мы должны взглянуть на это историческое место.

Сам Бин-маюн (или Терракотовое войско) – оказался не менее заполненным туристами, с трудом запарковав автобус, мы стали продираться средь групп туристов во главе с экскурсоводами с разными флагами и армией торговцев копий статуй (которые, кстати, стоят по 10 юаней, а если чуть поторговаться, то и по 1 доллару за комплект из 5 фигурок). Без сомнения, сами 3 павильона и самый главный, где собственно, и расположилось откопанное войско – грандиозное зрелище, по праву занесенное в "обязательную" программу посещения Китая.

Перед павильоном можно (как в свое время на ВДНХ в круговой панораме) посмотреть фильм о том, как создавались фигуры, как их разрушало время, как они были найдены. Сам крестьянин, наткнувшийся на глиняную голову в 1974 году, и, в конечном итоге открывший миру это грандиозное зрелище, как ни в чем не бывало сидит в холле кинотеатра и подписывает книги (30 юаней сверху + сама книга = 120 юаней). При этом я его видела лет 10 назад – во время предыдущего визита в Сиань, и он так же невозмутимо обмахивался веером и за деньги фломастером подписывал открытки и книги.

Побродив по павильонам (заняло все часа 2-2,5 – не более) и изрядно устав от вспышек фото (несмотря на запрет на фото внутри павильонов), двинулись домой, в отель. После терракотового войска не стали выходить на центральной площади, чтобы посмотреть Барабанную башню 14 века и Колокольную башню.

Утром сходили в мечеть, расположенную в Мусульманском квартале – действительно, стоящее место. Здание мечети, основанное в 742 г., ничем не напоминает мечеть, поскольку его внешний вид выдержан в духе китайской архитектуры, только иногда вместе с иероглифами соседствует арабская вязь. По дороге в мечеть расположен рынок всякой китайской всячины – по большей части, подделки, однако, покопавшись можно было найти интересные вещи. По приколу был куплен цитатник Мао на русском языке, который скрасил нам поездку на поезде из Сианя в Чэнду. Кто-то купил керамическую плитку, кто-то смешные украшения…

Путешествие из Сианя в Чэнду

Вокзал в Сиане – это три (нет – пять!!!) Ленинградских, Ярославских и Казанских вокзалов вместе взятых. Люди (по большей части местные крестьяне) сидят, спят, едят на полу, перед вокзалом, внутри вокзала, нам повезло – иностранцев пускают в т.н. Вип-зал с кондиционером.

Как и положено русским, мы закупили разного рода фруктов, напитков и даже курицу на вокзале, спиртное, предусмотрительно купленное в Шереметьево, еще не закончилось…

Действительно, красивые пейзажи, которые не увидишь с самолета, полустанки в маленьких по китайским мерками городах (1-2 миллиона человек(!), экзотические персонажи в вагоне.

Тележка с едой возится каждые 15-20 минут (наверное, только в подмосковных электричках более интенсивные предложения тружеников сетевого маркетинга), газеты, салфетки, игровые приставки и все такое прочее. Поход в вагон ресторан тесным мужским коллективом с бутылкой СHIVAS обошелся в 60 юаней на всех (горячие блюда) и закончился братанием с местными мафиози, полностью покрытыми татуировками, распивавшими рисовую водку.

Женская половина группы смогла передохнуть от экскурсионного марафона и прочитать про достопримечательности Чэнду.

Чэнду

Столица провинции Сычуань является классическим примером внутреннего китайского города, которого не так сильно коснулась модернизация. Тем не менее, целью нашего визита было посещение города Лешань – с самой большой в мире статуей Будды, высеченной из скалы и гор Эмейшань – священного места, где поэты слагали удивительные стихи про красоту здешней природы. Вообще, Чэнду был самым "неудачным" пунктом нашей поездки. Мы прибыли на вокзал в 5 утра. "Ночью нас никто не встретит…" и все такое прочее…

Пометавшись с чемоданами, через ряд звонков в Пекин (к чести принимающей стороны, некто китаянка Зоя из Пекина, несмотря на ранний час, помогла нам решить проблемы) обнаружили нашего англоязычного гида.

Автобуса не было, на все вопросы, где автобус, следовал ответ, что он едет… Промаявшись полчаса к радости гида, практиковавшегося с нами в английском (а в полшестого утра после бурной ночи не хотелось совсем говорить о погоде), и перейдя на разговорный китайский, выяснилось, что автобус будет ждать нас в некоей гостинице, где у нас планировался завтрак, но туда надо было ехать на такси. Такси останавливалось на противоположной стороне от вокзала, носильщикам мы свой груз не доверили, соответственно, зарядка была кстати. После завтрака поехали в Лэшань, к Будде. Статуя – грандиозное зрелище (только голова – 15 м, уши -7,5, а общая высота - больше 70 м). Местный монах делал ее около 90 лет начиная с 713 г. Н.в. , но так и не закончил. До самого комплекса ведет красивая набережная вдоль реки Даду, по которой, мы прогулялись. Вдоль променада снуют рикши, и за 5 юаней можно доехать до главного входа.

70 юаней за вход, 200 ступенек вверх, 5000 китайцев вокруг, полчаса ожидания – и ты можешь сделать фото прямо головы Будды с 365 завитушками. Спускаться вниз не стали (3 часа в очереди-лабиринте было выше наших сил после скитаний).

Пересели на корабль (включено в основной пакет экскурсий) и посмотрели на Будду с реки – намного привлекательнее. Только надо абстрагироваться от китайцев.

Поездка в Эмейшань - тоже не удалась. Два часа на автобусе, приехали в дождь, нам выдали напрокат пуховки (в жару 25 градусов) и плащи и мы пошли вверх к красотам… несмотря на все, вымокли…Туман страшный, не видно идущего в 10 шагах, не то что воспетые красоты. Но решили идти до конца, однако нас остановил местный служащий, заявивший о том, что наверху гроза и там просто опасно. Два часа на автобусе обратно… До свиданья, Эмейшань! В следующий раз! В автобусе на ТВ посмотрели кассету, как это может быть красиво.

В гостинице Emeishan (хоть и 4 звезды) никто не говорит по-английски. Желающим цивилизации поесть в гостинице не удалось, любители же острых ощущений отправились на chi fan jie – район, где прямо на улице жарят-парят всякую живность. Сначала рикши нас привезли к ресторану всего за 1 юань (видимо, руководство ресторана доплачивало им за привод клиентов), но пустота внутри и подозрительно любезный персонал заставили нас настоять на своем – едем в самое сердце Эмейшаня. Ужин в 150 юаней (около 20 долларов, включая спиртное на 5 человек) включал огромную тарелку крабов в остром перце, внушительных размеров лягушку, разного рода мясо и креветки, салаты, горячие закуски. Обошлись без знания китайского – все жестами и звуками. Единственное светлое кулинарное пятно…До этого все поддались на уговоры гида и поели в местной туристической харчевне на юаней 600 абсолютно безвкусной пищи.

Утром на автобусе поехали в Чунцин – отправной точки путешествия по Янцзы, предварительно посмотрев знаменитые чайные дома в парке. 7 часов пути пролетели незаметно. Грандиозная остановка – монастырь Дацзу (тоже охраняемое наследие ЮНЕСКО). Высеченные в скалах и раскрашенные выразительные скульптуры связаны с сюжетами из Даосизма, конфуцианства и буддизма. Самая известная гора Баодиншань – более 10 000 разнообразных скульптур – бесподобное зрелище в лучах заходящего солнца. Прохладно, и почти нет туристических групп.

Чунцин – столица "третьей линии обороны"

За час доехали до Чунцина, который я практически не узнала (за 17 лет, прошедших с момента стажировки) узнаваемыми осталась только площадь освобождения (на которой по-прежнему китайцы собираются ежевечернее на массовые танцы) c монументом Jie fang bei, Народный холл Renmintang и честь крутых спусков. Все остальное – это современнейший город с четырехуровенными развязками, освященный разноцветными огнями с 50-этажными небоскребами, возведенными на берегах реки Янцзы и Цзялин. Отведав настоящего Huoguo (rкипящий котел, с острым маслом-бульоном, в котором надо варить мясо и овощи) в аутентичном ресторане, на автобусе доехали за 3 часа до города Фэнду (города призраков), поскольку наш лайнер не стал швартоваться в дорогом и пафосном порту Чунцина.

Ах, белый теплоход… бегущая Янцзы…

Бывший ГДР-овский круизный лайнер, построенный на закате эпохи застоя и невостребованный СССР в бурные годы перестройки, был тут же куплен предприимчивыми китайцами, все переделано на английский и китайский манер, "Отечественное" происхождение продукта выдает холодильник "Морозко" в каждой каюте и предупредительные надписи на русском языке по стоп-крану и пожарной безопасности, видимо, китайцы не рискнули их трогать.

Небольшие каюты с двумя кроватями, душ и санузел, местное радио, по которому периодически гости созывались на всевозможные семинары (2 часа – на иглоукалывание, 2 часа – на историю китайского цирка и т.п.). Вечером – фольклорный вечер (красочное зрелище из ряженых) + традиционный welcome drink на верхней палубе с капитаном в белоснежном кителе и вышколенным персоналом – все как на обычных круизных судах, но с китайской спецификой. Трехразовый шведский стол с прикрепленными профессиональными (тоже не иначе школа разведки) официантками, которые мгновенно выучили всю нашу компанию по именам и в течение трех дней приносили нам любимые блюда и напитки – green tea, на-та-са)))))

Фэнду - город призраков, прелюбопытное место на берегу реки с красноречивой визуализацией всех наказаний за каждый конкретный земной грех. Это надо видеть… Чудесные пейзажи с пагодами и масса легенд-суеверий. Самая нижняя часть города по планам будет затоплена в результате реализации планов строительства самой большой плотины в мире. Однако самому Фэнду (исторической части) , к счастью, ничего не угрожает.

На следующий день, 7 мая мы проплывали знаменитые Три Ущелья (Санся) - великолепные пейзажи стремительно сужающейся реки с отвесными скалами.

В баре на носу корабля проводится своего рода политинформация на английском языке для всех желающих с подробным рассказом про ущелья, легенды и исторические факты. Днем нас пересадили на небольшой катер (полчаса вверх по притоку Янцзы) и потом на деревянные джонки, которые на каком-то этапе пути тащили по берегу местные крестьяне. Бурлаки на Янцзы затянули песню (уверены, что грустную про тяжелую долю), мы ответили "Дубинушкой", экскурсовод - миловидная китаяночка, спела пару песен местных национальных меньшинств. Сами бурлаки представляю собой великолепный образец того, что здоровый физический труд на воздухе из кого угодно вылепит атлета, такие рельефные мускулы не всегда встретишь даже у тренеров фитнес-клубов. Особенно нас поразил 80-летний беззубый дедуля-рулевой на одной из лодок, лицо которого было буквально испещрено морщинами, однако фигуре и мускулатуре которого позавидовали бы и финалисты конкурсов боди-билдинга – еще бы лет 60 подряд таскать через камни и валуны вверх по реке тяжелейшие лодки с грузом, а теперь – разжиревших туристов-пенсионеров.

Вообще, надо сказать, что публика на корабле (около 300 человек) представляла собой сборище американских и европейских пенсионеров, решившихся на старости дней посмотреть мир. Они жадно внимали всем рассказам экскурсоводов, без устали фотографировали все и вся, внимательно изучали развешенные в коридорах между кают специальные картинки с объяснениями на английском языке с любопытными историческими фактами про ущелья, про историю тех или иных мест, которые мы проплывали, разнообразными фактами, которые могут быть интересными во время трехдневного путешествия по реке.

Пожалуй, мы были самой молодой группой. Одна пара американцев лет 60 долго прислушивались к русской речи и, наконец, один из них спросил, на каком языке мы разговаривали. Получив гордый ответ, что на русском, подумав, ответил, что мы, наверное, Оч-чче-нь богатые русские, раз можем позволить путешествие на Янцзы. Мы не стали спорить с ним, хотя было желание сказать, что настоящие богатые русские уже давно обитают в Лондоне и тусуются в Коста-Смеральде, а не плывут в на корабле в китайской глубинке. Действительно новые русские или бы арендовали весь лайнер, или бы приплыли бы на океанической яхте со своим персоналом, девушками-моделями, шампанскиv и все такое прочее.

Видимо, до провинциальной Америки еще не докатился бум информации о безумных тратах разбогатевших нуворишей.

Тем не менее, некоторую лепту в представление о расточительности русских мы все же внесли – в местные бары приходили не только в happy-hours, когда туда из-за 20-процентной скидки набивались желающие сэкономить иностранцы, а довольно регулярно. На столе – неизменная бутылка виски – бармен не возражал, поскольку мы брали изредка коктейли и кофе с соками в самом баре, но на прижимистых пенсионеров регулярное появление полной бутылки дорогого спиртного (любой коктейль в баре стоил около 60-70 юаней – почти 10 долларов) было еще одним подтверждением сказочного богатства русских – не могли же они догадаться, что весь алкоголь был куплен в Duty Free. Вечером устроили вечер на палубе, тоже с коньяком и виски. Иностранцы были в шоке, даже присматривались к напиткам, которых в баре не было, пытаясь сообразить, откуда в китайской глуши взялся дорогой коньяк.

К вечеру 7 мая подплыли к знаменитой плотине Санся и около 5 часов проходили вместе с подобными же круизными судами через шлюзы. Грандиозное инженерное сооружение, или как пишут местные путеводители - венец победы человека над природой. Утром поехали на автобусе на саму плотину. Несмотря на продолжающееся строительство очередной очереди плотины, кругом – идеальная чистота, цветочки, клумбочки, все подметено. Доехали и до музея плотины Санся, откуда открывается величественный вид на саму реку, на плотину и шлюзы и где, естественно, можно купить разные книги и сувениры на память о посещении плотины.

Вообще, китайцы очень гордятся своими достижениями за годы реформы – это не показная гордость, а действительные чувства некогда бедного народа, всего за два десятилетия вырвавшегося в мировые экономические лидеры. После ввода в строй всей плотины она будет давать треть всей электроэнергии Китаю, часть даже пойдет на продажу в соседние страны. 25 млрд. долларов – объем инвестиций в проект при этом часть денег была собрана "с миру по нитке" со всех китайцев в виде специального налога на электричество.

Нам пришлось подождать около часа, поскольку все дороги были перекрыты. Сначала мы решили, что обилие полицейских связано с приездом какой-то важной персоны, однако, каково же было наше удивление, когда медленно появился гигантский грузовик с какой-то лопастью от турбины. Повышенные меры предосторожности были как раз связаны с уникальной деталью, при этом все китайцы буквально светились от счастья, рассказывая о том, какая эта деталь большая и важная для строительства.

Через полчаса после экскурсии выгрузились в Ичане, поскольку дальше плыть не имело смысла – ниже по течению расположены только города, представляющие смесь серых промышленных зданий и сизого дыма (так до самого Шанхая, в котором мы уже были).

На автобусе доехали до Уханя, где захотели поесть крысу, чем поставили в тупик девушку экскурсовода. Она сказала, что крыс ели в голодные годы или в смутные годы культурной революции в самых глухих деревнях. Промаявшись с поиском крысы, вынуждены были посетить ресторан в местном аэропорту – один из самых невкусных ужинов за все время пребывания в Китае. Полтора часа лету и мы на острове Хайнань – китайских Гаваях.

Хайнань – пагубное влияние русских

Развод начался прямо в аэропорту – бойкая китайнка пыталась на безупречном русском завербовать нас на бесплатное посещение шелковой, жемчужной и чайной фабрик. Было принято решение не обнаруживать наши знания китайского языка с тем, чтобы понять, как далеко зайдет желание развести глупых русских.

Удостоверившись, что нам пока ничего не надо, она отстала от нас и мы благополучно доехали до отеля.

По некоторым версиям отель Resort Intime (или как называли его наши бывалые соотечественники – "резорт интим") – то ли четыре, то ли пять звезд. Номера нам достались с видом на море, но без балкона, так что Sea View бывает разный. Заплатить 100 долларов сверху за три дня задушила жаба, поскольку сам номер весьма приличный две кровати, телевизор с русской программой, всякие халаты, тапочки и подробнейшие объяснения на русском языке по всем вопросам.

Сам отдых – ничего особенного: море (теплое, градусов 27), пляж (с толпами теток, предлагающих черный, розовый и белый речной жемчуг и буквально садящихся на голову с желанием продать указанные нити кому-бы то ни было), здоровый послеобеденный сон. Для желающих – СПА с массажем. Поскольку за три дня все равно не излечишься ни от чего, решили эту сторону отдыха проигнорировать, но наблюдали с интересом за девушками и женщинами бальзаковского возраста, регулярно посещавших всякого рода процедуры.

Отель ПОЛНОСТЬЮ забит русскими, есть 20% китайцев с материка или Гонконга.

Причем наша публика весьма специфическая - часть - это богатые папики с молодыми накачанными силиконом девушками известного поведения в более, чем откровенных нарядах от D&G и прочая итальянская дребедень (странно смотрелись на общем фоне), часть – методичные посетительницы СПА, не пропускающих не одной процедуры, часть – любопытные поклонники пляжного, несколько подуставшие от Турции и Египта, желающие окунуться в китайскую специфику.

Два (или три) чартера из России в неделю сделали свое дело: цены за два года в магазинах выросли в три раза (в том числе на мой любимый шелк, мы даже пожалели, что не купили всякие премилые платьица в Сучжоу), часть уличных ресторанов с морепродуктами были снесены, взамен появились стекляшки с меню на русском языке с необычайно завышенными ценами на абсолютно безвкусную пищу.

Пьяные русские (а где их нет) вконец избаловали аборигенов, покупая за 50 долларов для своей силиконовой крали связку бананов. После такой щедрости у местных сносит крышу и они томительно ждут под отелем следующего русского с купеческими замашками.

Тем не менее, мы нашли остатки "старого Хайнаня" - уголок китайской кухни, где на улице все готовят на твоих глазах, подружились с китаянкой – владелицей ресторанчика и, все три дня ходили на перекресток есть акулу, крабов, креветок, улиток, мидий, ракушек, мурену, угря, рыбу-попугая и еще массу всякой всячины.

Обед на 10 человек – около 100 долларов, дороговато по китайским меркам, но абсолютно даром по московским. Еще сделали вылазку на т.н. крокодиловую ферму, где поели жаренного и вареного крокодила (бывалые люди сказали, что в Кении было лучше), суп из змеи (неплохая вещь) и суп из черепахи (тоже очень вкусно, особенно лапки с маленькими коготками).

Мораль: Хайнань за 20 лет на моих глазах прошел пусть от действительного райского места с гавайскими барами (где отставной американский десантник, женившийся на китаянке, мешал вкусные коктейли) до большого центра развлечений – типичного курорта с многоэтажными коробками отелей с маленькими (и, к сожалению, стремительно исчезающими) вкраплениями китайской жизни в виде уличных рынков, деревни рыбаков, рикш и т.п..

Именно здесь всего за два-три года наши соотечественники (на мой взгляд) сумели превратить райское место в берег Турецкий со всеми вытекающими последствиями. Жалко, но, наверное, больше мы на Хайнань не поедем, чтобы не портить остатки хороших впечатлений.

Ребята съездили в джунгли на одну ночь и остались сказочно довольны, мы же провели вечер в колониальном стиле, разрядившись в разного рода юбки и кофты, уже слежавшиеся в чемоданах во время экскурсионных скитаний по внутреннему Китаю. Шведский стол с морскими гадами в виде ужина за 126 юаней с человека + китаянка, старательно выводившая "подмосковные вечера" (даже звучала песня "соссе длинною в зизнь" - мы не сразу поняли, что это о дальнобойщиках).

Гонконг

Радостно получив 100 долларов залога, направились в Гонконг – последнюю точку нашего путешествия.

Встретил нас тот же гид – мистер Ямб, очень веселый, особенно нам нравилось то, что он все переводил в баксы и акцентировал на этом внимание – "квадратный метр жилья на этой улице стоит 3000 баксов" (видимо, чтобы мы не путались в гонконговских долларах). Отель MIRAMAR (три звезды) – маленькие прокуренные номера, но прекрасное месторасположение - в самом центре, на самой оживленной торговой улице Гонконга. Вкуснейший крабовый шведский стол за 126 HK$ (примерно 15 долларов), на который съезжаются на лимузинах богатые жители Гонконга и просто туристы.

Я много, где побывала, но… после Лондона Гонконг то место, где в принципе можно жить на постоянной основе – колониальное влияние дало самые щедрые плоды: безупречная вежливость, капиталистическое изобилие, восточная роскошь в сочетании с европейской сдержанностью… На пароме за 2 HK$ переплыли на островную часть Гонконга, прогулялись по антикварной улице Hollywood Street (за 2 последних года она превратилась в сборище бутиков, где сидят томного вида китаянки с толстыми каталогами в ожидании ценителя китайской керамики и живописи).

Потом три часа свободных прогулок в оживленном торговом квартале, "ShangHai Tang" - один из лучших бутиков, предлагающих стильную современную одежду в китайском стиле, остался удивленным покупательским напором русских. Часть симпатичных вещиц была куплена в самом дорогом отеле "The Peninsula" (речь, конечно, не идет о Луи Вуиттон, который, без сомнения, делает миллиарды на любви китайцев к брендам). Вообще, китайца и гонконговцы почувствовали вкус роскоши и страстно любят подчеркивать свою статусность, этим выгодно пользуются всякие марки типа ARMANI, открывшего свой 6-и этажный (!!!) супермаркет в самом центре Гонконга, Prada, MIU MIU, CELINE, DIOR и прочие люксовые бренды.

На следующий день – обзорная экскурсия (60 долларов США с человека) с заездом в рыбацкую деревню Абердин, потом в пару новодельных буддийских святынь и обязательным заездом на пик Виктория, откуда открывается феерический вид на гавань (особенно завораживает зрелище ночного Гонконга).

Также посетили ювелирную фабрику, откуда унесли в клюве вожделенные топазы, аквамарины и черный жемчуг. Работа, действительно, очень кроасивая не зря Гонконг считается центром ювелирной промышленности Юго-Восточной Азии. Опалы же австралийские в китайской обработке совсем не впечатлили – как пластмасса.

Вот и наступил последний день отлета из гостеприимного Гонконга. Аэропорт – суперсовременный, но поскольку рейс был ночной (в 0.30), все магазины в Duty Free были закрыты, кроме алкоголя и сигарет с косметикой.

Выводы:

1) самостоятельные путешествия намного интереснее и, что немаловажно, дешевле поездок по стандартным турам.
2) Маршрут (как это ни банально) надо составлять самостоятельно (по книгам и путеводителям, через Интернет, по отзывам друзей и т.п.), так как даже в хороших агентствах всего не знаю.
3) Китай, несмотря на языковой барьер для большинства наших людей, - совсем не страшная страна, а просто другая. Будьте вежливы, читайте путеводители, будьте любознательны и вы, без сомнения, откроете для себя другой Китай – не "челночный" Пекин и Шанхай, не пляжный Хайнань, а действительно интересную самобытную великую страну.

nataly
21/06/2006 11:59



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Согласитесь, о Китае нам известно нет так уж много. Это довольно закрытая социалистическая страна со своей спецификой. Китай не похож ни на одну страну мира, в том числе и на азиатские. Китайцы совершенно самодостаточны — они не знают английского, у них свои правила жизни, свой характерный менталитет, свой интернет, поисковик, свои соцсети, своя платежная система. Весь мир пользуется вещами Made in China — от полотенец до телефонов, но никто не знает, что же такое Китай на самом деле..

Чтобы путешествовать по Китаю, знать китайский язык не обязательно. Более того, многие живут там годами без знания китайского и прекрасно себя чувствуют. Да, английским языком владеют далеко не все китайцы и далеко не везде. Чаще всего это молодежь, живущая в крупных городах. Но – для путешественников это не проблема, потому что всегда можно воспользоваться такими средствами коммуникации, как:

Жесты в Китае

Мимика и жесты – универсальный международный язык, который понимают большинство народов мира. На самом деле, огромную часть информации люди воспринимают не вербально. Для этого даже не нужен язык. Где найти место для ночлега, где можно поесть, сколько стоит товар или услуга – все это можно объяснить, в буквальном смысле, на пальцах.

Переводчики и приложения для общения в Китае

Мобильные приложения для онлайн и офлайн перевода. Если нет интернета, можно использовать офлайн-GoogleTranslate и любые другие словари и переводчики, такие как Pleco Chinese Dictionary, Китайско-русский словарь и прочие. Но самый лучший вариант, если есть мобильный интернет – это Baidu Translate . Подставляешь микрофон, говоришь на английском нужную фразу, и она сразу переводится на китайский в письменном виде. Лучше всего скачать эту программу, хотя у всех китайцев, даже в не очень больших городах, есть такой переводчик в телефоне и, если они не понимают, что ты до них пытаешься донести на английском, они обязательно им воспользуются, их даже просить об этом не надо.

Рисунки

Если не помогли ни жесты, ни Google Translate и нет интернета в телефоне, и до вашего собеседника не доходит, что можно воспользоваться Baidu Translate, то есть самое лучшее средство – это схематичный рисунок. Если вам нужно узнать, откуда и в какое время ходит автобус до нужного вам места, просто нарисуйте это на бумаге. Например, когда мне нужно было узнать, как доехать до Национального парка Хуаншань, я нарисовала горы, автобус и часы со знаком вопрос. Все стало понятно.

Заготовки на иероглифах

Это волшебные бумажки, которые открывают все двери, стоит их показать только и ткнуть пальцем в нужное слово. Все слова и названия населенных пунктов, которые вам могут пригодиться в дороге, желательно заранее подготовить, распечатать или сохранить скриншоты с ними в телефоне. Все другие слова и названия, необходимость в которых появляется по ходу путешествия, лучше всего просить написать первого же китайца, который более или менее владеет английским и который встречается вам на пути.

Я так делала постоянно, и это очень спасало меня. Никаких долгих объяснений, молча показываешь бумажку, и тебе дают билет или показывают дорогу.

→В этой заметке можно увидеть и скачать картинки с некоторыми иероглифами:

Связь. Интернет и мобильная связь

Симкарта

Итак, самое простое – это купить китайскую симку в Сhina mobail еще в аэропорту. Если там его не оказалось, то найти магазин в городе и купить там. Для этого вам понадобится только паспорт и 70 юаней для самого простого тарифа с 2 Гб интернета. Не покупайте симки в частных лавках – они стоят там в 2-3 раза дороже.

Попросить позвонить

Если купить симку так и не удалось или пожалели денег – не беда (я вот, например, так и не смогла купить, хотя очень хотела, и не жалею ). Китайцы – не русские, и на просьбу позвонить, они не шарахаются от тебя в сторону, а, напротив, всегда охотно откликаются, для них даже честь, что ты – иностранец, обратился к ним с просьбой, и для них помочь тебе в радость. Просто на улице подходишь к любому человеку и просишь его позвонить с его телефона. Можно жестами. Я так делала постоянно. И они тебе не только позвонить дадут, а еще всю нужную информацию найдут и денег вручат (пару раз было и такое ).

WiFi в кафе

В Китае на самом деле ты никогда не останешься по-настоящему без связи. Почти везде, даже в глухой провинции и в самых богом забытых кафешках есть wi-fi. Поэтому если надо что-то узнать, с кем-то срочно связаться, пообщаться с родителями по Skype, заходишь в почти любую кафешку и просишь пароль от вай-фая, и даже не обязательно что-то там заказывать.

Попросить раздать WiFi

Если же нет на горизонте никаких кафешек, и ты едешь в поезде или в автобусе, и тебе срочно нужно получить какую-то информацию о том месте, куда ты едешь или списаться с теми, кто тебя ждет – самое простое решение — это попросить соседа раздать тебе интернет со своего мобильника.

Поначалу китайцы сами часто мне предлагали свой интернет и всегда без проблем раздавали его мне. Когда же я поняла, что для них это в порядке вещей, я стала пользоваться этим постоянно. Мне нужен интернет, я прошу, мне раздают. Все очень просто. И не нужно стесняться попросить. Это не Россия, на тебя никто в ответ не посмотрит суровым взглядом, говорящим: «Чувак, ты что – охренел? А лезгинку тебе не станцевать?».

Заблокированные сайты в Китае и VPN

Как вы, наверное, знаете, что в Китае заблокированы такие ресурсы, как Google, Facebook, Instagram, Википедия. Но многие китайцы, как и люди во всем мире, обходят запреты с помощью VPN. Я пользовалась разными программами (например, Super VPN ), но самым лучшим для меня в Китае был VPNRobot . Скачиваешь его, открываешь приложение и нажимаешь внизу кнопочку подключиться, немного ждешь, пока он подключится и после этого спокойно постишь в Инстаграме свои фоточки.

Деньги

Обменники

Итак, в крупных городах всегда есть пункты обмена валют, причем есть с очень даже выгодным курсом. Они встречаются в центре и на вокзалах. Мне говорили об этом друзья. Сама я, честно, такие не нашла, хотя очень активно искала. Нашла только один на вокзале, где мне предложили такой грабительский курс, что я отказалась. До конца моей поездки я так и не поменяла ни одного своего доллара. Может быть, вам повезет больше.

Банкоматы

Банкоматы в Китае есть везде. И они все принимают обычные банковские карты VISA. Во всех городах, где я была, и во всех банкоматах от разных банков я всегда без проблем снимала деньги, причем по хорошему курсу. Только один раз банкомат отказался читать мою карту, но в ближайшем же магазине продавцы на мопеде отвезли меня до другого банка – это было быстрее и проще, чем объяснять мне, где он находится. И еще один бизнесмен мне говорил, что его платиновую карту VISA не принимали банкоматы, поэтому лучше пользуйтесь обычными картами и не выпендривайтесь.

Транспорт

Поезда. Как путешествовать на поезде по Китаю

В Китае существует несколько типов поездов, их можно отличить по букве, которая стоит перед номером поезда. Итак,

Основные виды поездов в Китае

Категория «К» . Это поезд дальнего следования с сидячими местами. В билете пишется, что это жесткое сидячее место. В реальности это довольно мягкие кресла, на которые можно откинуться и спокойно поспать, если едешь в ночь (на фото ниже ). В поезде едет довольно простой и дружелюбный народ. И накормят, и вай-фаем поделятся. Билет на него самый недорогой. Например, за дорогу в 16 часов из Гуанчжоу в Чжанцзацзе (около 1000 км) я отдала 172 юаня (1548 р.). На этом видео можно посмотреть, как такой поезд выглядит изнутри.

Категория «Z». Так называемый «слипер». Практически копия нашего плацкарта. Только нет боковушек, а вместо них по 3 полки в купе с каждой стороны, самая удобная в центре. В коридоре есть небольшие половинчатые столики и сидения. В билете было написано «жесткий спальный вагон», и я готовилась к худшему, но оказалось, это новый, чистый, современный поезд с мягким матрасом на полке, белоснежной подушкой и одеялом, но -без постельного белья. Выглядело все так чисто, что я даже не брезговала спать так, без постельного.

Зона для умывания с тремя раковинами расположена отдельно от туалета, что очень удобно, потому что не нужно ждать очередь, чтобы умыться. Правда ни туалетной бумаги, ни мыла нет. Есть парочка розеток, где можно спокойно оставлять телефон на зарядке, никто его не стащит.

Поезд недорогой. Билет из Шанхая в Гуанчжоу (16 часов в пути – 1200 км) я купила за 365 юаней (3285 р.). Вот что представляет из себя «слипер»:

Категория « G». Это speed-поезд (2-й класс). Быстрый комфортный суперсовременный поезд, который едет со скоростью около 350 км/ч. Место сидячее, удобное, при желании можно откинуть спинку и поспать. За 4 часа я преодолела на нем путь из Чанша в Хуаншань (700 км). Цена билета 331 юань (2979 р.). А вот на этом видео опять же можно почувствовать себя пассажиром такого поезда.

Как покупать билеты на поезд в Китае

Билеты на поезда лучше брать заранее, потому что хорошие места на удобное время быстро разбирают. И есть один великолепный сайт, на котором можно покупать билеты на китайские поезда из своей страны – CTRIP — english.ctrip.com

Конечно, за такую покупку придется отдать небольшую комиссию, но зато билеты у вас уже будут практически на руках. Удобнее всего пользоваться мобильным приложением ресурса, на сайте сразу можно посмотреть, сколько осталось мест, а также за каждую покупку можно получать бонусы.

Электронные билеты перед посадкой на поезд нужно будет распечатать в кассе.

На больших вокзалах это делается в кассе дальнего следования, поэтому перед тем, как становиться в очередь, лучше уточнить, та ли это касса. Иначе будете стоять напрасно и можете опоздать на поезд. Когда подойдет ваша очередь, можно молча протянуть кассирше в окошко мобильник со скриншотом электронного билета и паспорт.

На вокзал всегда лучше приходить заранее, потому как на входе нужно проходить несколько проверок, поэтому обычно там огромные очереди. Также бывает так, что билеты покупаются и распечатываются в отдельном здании вокзала, и его не всегда просто найти. Поэтому на вокзале лучше быть минимум за 1 час, а еще лучше за 1,5 часа до отправления.

Автобусы в Китае

С билетами на автобус все проще. Можно просто прийти на автовокзал, назвать место назначения или показать бумажку с названием, и выбрать удобную дату и время, когда спросят. Автобусы ходят в совершенно разных направлениях и очень часто, поэтому ближайший автобус, скорее всего, долго ждать не придется. Цены терпимые, примерно как в России.

Сколько нужно брать с собой денег в Китай? Что можно есть из китайской кухни, а что не стоит? Как не попасться на туристический развод? А также о специфике китайского менталитета и об отношении к иностранцам читайте здесь: Что нужно знать, собираясь в путешествие по Китаю? Часть 2

Задача этой книги – ответить на два вопроса: «Как самостоятельно путешествовать по Китаю, не зная китайского?» и «Почему Китай – это интересно?» Автор использует привычный пользователю Интернета нелинейный способ подачи информации, позволяющий показать Китай во всем его многообразии.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель путешественника по Китаю (Дмитрий Финоженок, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Едем по Китаю

Как путешествовать по Китаю самостоятельно

Идея самостоятельного путешествия по стране, чей язык вы не понимаете, кажется чистым безумием. Но если с этим легко справляется китайский крестьянин из глухой деревни, то стоит ли пасовать жителю большого города? Тем более что транспортная система Китая рассчитана на огромные пассажиропотоки, а потому хорошо продумана и удивительно дружественна к пассажирам.

По визовому режиму для граждан России территория Китая делится на две неравные части: материковый Китай и специальные административные районы (Гонконг и Макао).

О материковом Китае

Формально этот термин не вполне корректен: два района Гонконга (Коулун и Новые Территории) расположены на материке.

Для посещения материкового Китая россиянам требуется виза (самые популярные визы – туристические на 15 и 30 дней), Гонконг и Макао позволяют безвизовый въезд на период до 14 и 30 дней соответственно. Помните: посещая специальный административный район, вы покидаете зону действия основной китайской визы. Поэтому, если Гонконг или Макао – промежуточный пункт вашего путешествия по Китаю, то вам потребуется двукратная китайская виза.

Крупные международные аэропорты Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чэнду, Чунцин, Далянь, Шэньян, Харбин, Гуйлинь) предлагают безвизовый транзит с возможностью выхода в город на срок до трех суток. Важно помнить, что при оформлении транзитной визы электронные билеты на русском языке не считаются документами, подтверждающими вылет.

Туристическая виза в Китай – единственная вещь, которую нельзя сделать без помощи турфирмы. Даже если вы оформляете визу самостоятельно, вам потребуется приглашение от китайского туристического агентства или отеля. Все остальное при подготовке к путешествию можно сделать самому.

Выбор маршрута

Несмотря на огромный рывок, который Китай совершил за последние тридцать лет, лишь малый процент китайцев владеет английским языком и еще меньше – русским. Все, на что остается надеяться туристу, – это глобализация. Чем современнее китайский город, тем дружественнее он к иностранцам и тем проще жить в нем.

Как узнать современный город

Американский социолог Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, установил прямую зависимость между уровнем толерантности и инновационным потенциалом города. Современный город формирует открытую к изменениям среду, которая привлекает не только творческих людей, но и богему, мигрантов, разнообразные субкультуры и меньшинства. Поэтому самый простой способ найти современный город – следовать за ними. Хотите найти богему – посмотрите на ночные спутниковые снимки (чем ярче светится город, чем интенсивнее ночная жизнь); хотите найти гиков – ищите места проведения Comic-Con и т. д.

Вторым ограничивающим фактором в выборе маршрута является климат. В большинстве районов Китая летом достаточно жарко. Поэтому разумным выбором являются города восточного побережья, где близость моря смягчает зной. Следует помнить, что на самом юге Китая возможны не только тропические ливни, но изредка и тайфуны.

Cледует также обратить внимание на уровень загрязнения воздуха в городах, которые вы собираетесь посетить. Постарайтесь долго не задерживаться там, где индекс загрязнения превышает 100 пунктов. Данные о степени загрязнения воздуха обновляются ежедневно и доступны на сайте http://aqicn.org.

Чем дальше на юг, тем разнообразнее и ярче становится природа. Каждый, кому приходилось возвращаться домой с южных курортов, помнит гнетущее впечатление от серого и безжизненного, по сравнению с югом, города. Поэтому лучше начинать путешествие с севера Китая и двигаться на юг.

Между городами

По размеру Китай занимает третье место в мире, его площадь всего в два раза меньше России. Тем не менее, транспортная система страны выстроена так, что практически любой уголок страны отделяет от столицы день пути.

Картографическая иллюзия величия

Если посмотреть на обычную политическую карту мира, то может показаться, что на территории России уместится четыре-пять Китаев. Но это всего лишь результат искажений, неизбежных при переносе изображения с поверхности сферы на плоскость. Чем ближе к полюсу расположена территория, тем сильнее этот эффект. К примеру, Китай в пять раз больше Гренландии, а на карте они кажутся почти одинаковыми.

Основных видов транспорта два: самолет и поезд. Высокая плотность населения в Юго-Восточной Азии позволяет эффективно работать множеству авиакомпаний-лоукостеров. К сожалению, при моем росте в два метра самолет с подпирающими колени передними сидениями – не самый удобный способ передвижения, я предпочитаю поезда, тем более что полки в них ощутимо длиннее российских, да и ночевать приходится всего лишь раз.

CHR (China High-Speed Railroad)

Еще тридцать лет назад основным видом локомотивов в Китае являлся паровоз. Первый скоростной поезд появился в Китае в 2007 году. Сегодня протяженность скоростных линий (200 км/ч и выше) составляет 16 тысяч км, это больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых. Скоростные поезда следующего поколения, проходящие сейчас тестовые испытания, разгоняются уже до 500 км/ч. Поезда стали серьезными конкурентами самолетам и практически вытеснили их на коротких маршрутах (до 500 км).

Большинство номеров поездов в Китае начинается с буквы, обозначающей категорию поезда. Основных типов шесть: C, D, G, K, Т, Z. Категория K присваивается скорым поездам, есть определенная ирония в том, что в настоящее время это один из самых медленных поездов в Китае (максимальная скорость – 120 км/ч). Категория Т обозначает экспрессы, это те же самые скорые, но с меньшим количеством остановок. Категория D предназначена для скоростных поездов, их скорость доходит до 250 км/ч. Категории G и С присвоены поездам-пулям, чья максимальная скорость составляет 350 км/ч. По соображениям безопасности, поезда последних трех категорий ходят только в светлое время суток, в ночное время эти пути используют поезда категории Z, ночные экспрессы повышенной комфортности.

Прекрасное далеко

Если бы поезд-пуля ходил по маршруту Владивосток‒Москва, время в пути составило бы всего 32 часа. Сейчас РЖД для этого требуется более шести суток.

Жизнь на колесах

В скоростных поездах (D, C, G), как правило, есть только сидячие места, в ночных поездах категории Z – только купе. И только в скорых поездах и обычных экспрессах есть и купе, и плацкартные, и сидячие места.

Пропускной режим

Для входа на платформу и для выхода из вокзала требуется предъявить билет на поезд. Не выбрасывайте билеты до тех пор, пока не покинете здание вокзала.

Нумерация мест в китайских поездах отличается от российской, полки с одной стороны купе имеют один и тот же номер. Чтобы различить их, указывается тип места: нижнее, среднее и верхнее. Третья, верхняя полка есть только в плацкартных вагонах. Она расположена достаточно высоко, чтобы спокойно вытянуть ноги, но так как расстояние до потолка не велико, на нее приходится буквально вползать. Чем ниже расположена полка, тем дороже билет, поэтому пассажиры нижних полок чувствуют себя людьми зажиточными.


Так на билетах обозначены нижние, средние и верхние места соответственно.


Во время поездки в поезде выдается пластиковая карточка – заменитель билета. Она является вашим пропуском в вагон, если вы захотите выйти погулять на остановках. Если вы потеряете этот кусок пластика, вам придется купить билет заново. За полчаса до прибытия пассажира в пункт назначения карточки-заменители собираются, а билеты возвращаются, так что не бойтесь, что вы пропустите свою станцию.

Как найти свой поезд

Китайские вокзалы рассчитаны на огромный пассажиропоток, поэтому ориентироваться в них просто. Пройдя входной контроль, найдите на главном табло номер зала ожидания для вашего поезда (если на вокзалах есть несколько залов ожидания), в зале ожидания – по номеру поезда найдите выход на платформу. За 20-30 минут до посадки ворота открываются, лестница ведет только на вашу платформу. Если вы не уверены в своем решении, просто покажите билет любому служащему вокзала, он обязательно поможет.


Ехать в китайском поезде достаточно приятно. Все поезда дальнего следования оснащены кондиционерами, тихая традиционная китайская музыка создает спокойную атмосферу, а большие окна позволяют любоваться пейзажами.

Брать еду с собой в поезд не обязательно, тележки с горячей едой регулярно ездят по вагону. Еда ориентирована на китайцев, но коробка с обедом содержит пять-шесть блюд, из которых, возможно, три-четыре будут вкусны. Чай и кофе придется готовить самому, в конце вагона есть кран с кипятком, а в каждом купе имеется термос.

Постельное белье в поездах не продают, один комплект белья используется на протяжении всего маршрута поезда. Поэтому никогда не покупайте билеты с посадкой на промежуточных станциях. Полотенце в комплект белья не входит.

Китайцы производят много мусора, но его регулярно убирают. Каждые пару часов проводник наводит порядок, включая влажную уборку. Если вы не хотите, чтобы по вашим чемоданам прошлись половой тряпкой, не ставьте их под сидение, используйте специальные полки для багажа.

В Китае купить билеты на поезд можно не ранее, чем за 20 дней до даты отправления, поэтому, отправляясь в длительное путешествие по этой стране, вы с высокой степенью вероятности не будете иметь на руках полный набор билетов. Как решить эту проблему с наименьшими затратами отпускного времени?

Самый комфортный вариант – заранее заказать билеты с доставкой в отель. Плюсы такого подхода очевидны: все, что от вас требуется, – это забрать билеты у портье. Главный недостаток – доставка работает только в крупных городах. Кроме того, поскольку вы заказываете доставку билета на дату, а не конкретное время, то вам придется останавливаться в гостинице, как минимум, на две ночи. Из нескольких билетных сервисов с доставкой, которыми мне пришлось пользоваться, наилучшие впечатления оставил http://www.chinatripadvisor.com.

Одна страна, одно время

С 1949 года на всей территории Китае (кроме автономных районов Синьцзян и Тибет) действует единое время, GMT +8. Это существенно упрощает планирование путешествий, но чем дальше на восток, тем больше смещается светлое время суток. Летом в Шанхае солнце заходит в семь вечера.

Если ваше путешествие лежит вдали от больших городов или если вам просто не хочется терять день в каком-то городе, вы можете заранее заказать покупку электронного билета, например, через http://www.china-diy-travel.com. Все, что вы получаете, – это номер вашей брони. Распечатав присланный вам документ, вы отправляетесь на вокзал, и в специальной кассе получаете обычный билет. Если вам нужна помощь в поиске этой кассы, найдите любого служащего вокзала и просто покажите ему вашу распечатку, он подскажет, куда идти – проверено на собственном опыте.

Конец ознакомительного фрагмента.

Новое на сайте

>

Самое популярное