Домой Страны Азии Роль научных обществ в развитии экскурсионного дела. Когда и как зародилось экскурсионное дело

Роль научных обществ в развитии экскурсионного дела. Когда и как зародилось экскурсионное дело


Стоимость включает:

· Транспортное обслуживание на комфортабельном автобусе марки «Неоплан» или «Мерседес» по всему маршруту, согласно программы;

· Проживание в гостиницах;

· Завтраки+ужины;

· Экскурсионная программа, включая входные билеты в музеи;

· Услуги сопровождающего по всему маршруту;

· Медицинская страховка.

Дополнительно оплачивается (по желанию):

· дополнительное питание;

· дополнительные экскурсии.

На маршрут принимаются дети в возрасте с 7 лет.

Пенсионеры старше 70 лет принимаются в тур в сопровождении.

Гостиницы "Астория"+ "Happy Hotel"+ ТОК "Крым"

Отель Феодосии «Астория» находится в окружении городских достопримечательностей таких как, Картинная галерея им. Айвазовского, являющейся доминантой культурной жизни города.Гостиница "Happy Hotel" (Хэппи Хотэл) в Ялте находится на территории бывшего пансионата «Парковый», в живописном парке на восточном берегу Ялтинской бухты, вдали от городской суеты.Туристско-оздоровительный комплекс "Крым" расположен в центральной части г. Севастополя, на пл. Воставших, в 200 м от спортивного комплекса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие въездного туризма в России способствует формированию рынка экскурсионных услуг не только в центральных городах, но и в отдаленных регионах, где одну из главных проблем составляет острая нехватка квалифицированных экскурсоводов для обслуживания российских и зарубежных туристов на внутренних маршрутах. Как показывает современная экскурсионная практика, развитие международного туризма способствует не только культурному диалогу между народами, но и обмену профессиональным опытом в области сервисного обслуживания. Вступление в 2002 году России в члены Всемирной туристской организации определяет ответственность за качество сервиса в рамках международных стандартов и области экскурсионного обслуживания. Вместе с тем, в России сформировались профессиональные школы экскурсоводов в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Казани, созданы эффективные методики экскурсионного обслуживания, которые вызывают большой интерес не только у российских, но и зарубежных коллег. Учитывая значимость для формирования профессиональных компетенций студентов практических знаний и навыков, в данное пособие, наряду с обязательными общетеоретическими вопросами, включены методики ведущих экскурсоводов практиков, что позволит сформировать комплексные знания. Региональный компонент базируется на многолетней научно-проектной и экскурсионной практике автора. Целью данного учебного пособия является определение теоретических и прикладных основ экскурсионного дела для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлениям «Туризм» по профилям «Техника и технология экскурсионного дела», «Техника и технология туроператорской и турагентской деятельности». В пособии будут рассмотрены теоретические основы экскурсионного дела, в т.ч. сущность, признаки и функции экскурсий, принципы классификации и основные характеристики экскурсий. Определены особенности и современные тенденции развития экскурсионного дела в России, на основе уникального опыта ведущих экскурсоводов Москвы и Санкт-Петербурга. Большое внимание в пособии уделяется вопросам профессиональной культуры экскурсовода. Рассматривается феномен творчества экскурсовода. Вторая глава пособия посвящена основам экскурсионной методики, где раскрывается сущность технологии экскурсионного проектирования, методика проведения экскурсии, в т.ч.: методы показа и рассказа в экскурсии. В третьей главе показаны принципы и подходы экскурсионного обслуживания на примере проведения городской, трассовой, архитектурно-градостроительной. природоведческой, религиозно-познавательной и др. экскурсий. Показать место и роль экскурсионного дела в туристской отрасли и сфере обслуживания туристов.

Проблемам развития экскурсионного дела и методике экскурсионного обслуживания посвящены труды ученых, специалистов-практиков в области экскурсоведения, Б.В. Емельянова. Р.А. Дьяковой, П.С. Пасечного, Г.П. Долженко, В.А. Сичинава, М.И.Пыляева В.Б. Фридмана, В.С. Шварца, Г.Г. Бунатяна, М.Г.Чарной, И.И. Лисаевич, Н.Н.Гаршиной, Р.А.Зубатина, Р.Н. Яковченко и мн. др. По определению Б.В. Емельянова, экскурсионная теория представляет собой совокупность взглядов, идей, положений, которые лежат в основе экскурсионного дела. Научные основы учебного курса «Экскурсионное дело » базируются на теории и методике экскурсионной деятельности.


ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА

Обязательные признаки экскурсии: Ø Ø Ø Протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня; Наличие экскурсионной группы (15 -30 человек); Наличие квалифицированного специалистаэкскурсовода; Осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; Знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса; Четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

Технологическая карта экскурсии Тема экскурсии __________________ Продолжительность (час) __________________ Автор-разработчик __________________ (Автор, коллектив авторов, предприятие) Содержание экскурсии __________________ Маршрут экскурсии, в т. ч. варианты маршрута (летний, зимний) __________________

Технологическая карта экскурсии У ч а с т к и (э т а пы) пе р е м е щ е ни я по м ар ш р ут у М е с т а о с т а но в о к О б ъе к т по к а з а П р о д о л ж и т е л ь но с т ь О с но в но е с о д е р ж а ни е информации У к а з а ни я по о р г а ни з а ц и и Ме т о д и ч е с к и е у к а з а ни я 1 2 3 4 5 6 7

Этапы подготовки экскурсии: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Определение цели и задачи экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников, материалов. Изучение источников – литературных, архивных, статистических и др. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии.

Этапы подготовки экскурсии (продолжение): 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Объезд или обход маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование « портфеля экскурсовода» . Выбор методических приемов проведения экскурсии. Составление методической разработки. Заключение методиста о тексте методической разработки. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Методика проведения экскурсий. Экскурсионная методика состоит: Ø Методики подготовки для данного бюро темы для него лично; Ø Методики подготовки экскурсоводов к проведению очередной экскурсий; Ø Методики после экскурсионной работы с экскурсантами. Экскурсионная методика, естественно, неразрывно связана с показом и рассказом.

Экскурсия – педагогический процесс Деятельность экскурсовода как педагога объединяет три этапа: Ø подготовку руководителя к экскурсии, а также группы к экскурсии; Ø проведение самой экскурсии; Ø послеэкскурсионная работа, т. е. обработка экскурсионного материала. Для экскурсовода, как и для педагога, характерны четыре компонента его деятельности: Ø Конструктивный; Ø Организаторский; Ø Коммуникативный; Ø Познавательный.

Экскурсионная аудитория Во время проведения экскурсии возникают объединяющие и разъединяющие признаки. Объединяющие признаки: ü наличие непосредственного контакта (слухового и зрительного) с экскурсоводом, объектами показа, друг с другом. ü чувство общности. ü наличие общего центра внимания ü гомогенность аудитории ü предварительный настрой ü организация и порядок проведения

Экскурсионная аудитория На каком уровне понимания экскурсанты находятся? 1. уровень (понимание только основного предмета – о чем?) 2. уровень (понимание смыслового содержания – о чем и что?) 3. уровень (уяснение предмета, смысла и средств – о чем, что и как?) 4. уровень (уяснение предмета, смысла, средств и целей – о чем, что, как и зачем?)

Условия активизации мышления: Ø Предметная наглядность (карты, схемы, рисунки, гербарии, натуральные предметы, коллекции и т. д.); Ø Эмоциональное восприятие, связанное с живой речью; Ø «Эффект соучастия» ; Ø Проблемное изложение материала; Ø Переключение внимания.

Использование памятников истории и культуры в экскурсионном деле В соответствии с Законом об охране и использовании памятников истории и культуры все памятники делятся на: 1. Исторические; 2. Археологические; 3. Архитектурные и градостроительные; 4. Искусства; 5. Документальные (памятники письменности).

Карточка прослушивания экскурсии Ø Ø Ø Ø Ø Название экскурсии. Вид экскурсии. Продолжительность экскурсии. Содержание экскурсии: соответствие поставленной цели, полнота изложения материала, соотношение общего и местного материала, обобщение по подтемам. Методика проведения экскурсии: структура экскурсии (вступление, основная часть, заключение), умение правильно распределить время на объектах и по подтемам, контакт экскурсовода с группой, логические переходы, методические экскурсионные приемы показа и рассказа, наглядные пособия, использованные в экскурсии. Техника проведения экскурсии: выбор места для осмотра объектов, расстановка группы у объекта, использование микрофона, ответы на вопросы, контакт экскурсовода с водителем автобуса. Культура речи экскурсовода: грамотность, точность, логичность, доходчивость, образность, эмоциональность. Выводы по прослушиванию: соответствие содержания экскурсии контрольному тексту бюро и технологической карте, оценка экскурсии в целом. Советы экскурсоводу.

Признаки экскурсии Протяженность во времени проведения от одного академического часа до одних суток; Ø Наличие экскурсионной группы; Ø Наличие квалифицированного руководителя; Ø Показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений, обязательный выход экскурсантов из автобуса для осмотра объектов; Ø Передвижение участников мероприятия по заранее составленному маршруту; Ø Целенаправленность осмотра, наличие определенной темы. И все признаки, как один, должны присутствовать всегда и везде вместе! Ø

Требования экскурсионной методики Ø Ø отбирать для наблюдения только те объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; отказаться от тех объектов, которые хоть и раскрывают темы, расположены неудобно (далеко, плохая видимость) и. т. д. логическая последовательность в показе объектов; обеспечение мах экономий во времени в передвижений экс. группы между объектами; -избегать однообразия, например, вегообразную экскурсию строить на памятниках монументального иск-ва, и наоборот.

Ø Ø Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов Обращение экскурсоводов в группе. Неожиданный вопрос, выявление интересной детали в памятнике. Ø Методика проведения экскурсий, уровень эмоциональности, жесты и мимика экскурсовода, расстановка группы у объекта, использование звука усилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на нейтрализацию посторонних раздражителей. Ø Можно рассказ начинать с описания события, в других случаях с показа; Ø Почти в каждой экскурсий есть такие места, когда нет показа, идет рассказ об эпохе, о деятелях культуры, характеристика научных трудов, литературных произведений.

Логика в экскурсионной работе Ø Логика- наука о законах и формах правильного построения мыслей. Отсюда и логическое мышление. Ø К числу логических законов относят: определенность, отсутствие противоречие, последовательность, обоснованность. Ø Логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Логика в экскурсионной работе Необходимо учитывать 4 закона мышления: Ø Закон тожества: в процессе расклада экскурсовода данный ответ не должен подменяться другим. Ø Закон противоречия: рассказ об объекте, событии, явлении не рассматривается как нечто отличное от того, что он собой передает. Ø Закон третьего: между отрицанием или утверждением чего-либо, нет ничего третьего; если одна мысль утверждает, другая- отрицает, то истинной является одна из этих двух мнении, а не какая-либо третья мысль. Ø Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной, только при этом условии она может быть признана истинной.

Логика В логике выделяются следующие законы: А) законы тождества; Б) закон противоречия; В) закон исключенного третьего Г) закон достаточного основания; Как формулируется закон тождества? «а» есть «а» , или «всяки предмет есть то, что он есть» Какие предписания для правильного мышления содержит в себе этот закон? 4 предписания: А) требование сохранения мысленного содержания предмета рассуждения. Так, если в одной из посылок рассуждения сформирован какой-либо термин, то упомянутый закон обязывает нас при использовании данного термина в других посылках сохранить тождество между ними; Б) требование достигать определенность мысли в термине (слове, выражение). Это значит, что употребленный в речи термин д. б. определен, причем, корректным образом; В) требование различать формальное и содержательное тождество: Г) требование проводить различие или устанавливать сходство между словами ивыражениями; их значением и смыслами. Сюда включаются характеристики синонимы, омонимы…………. (сходство слов по значению, различию по значению одинаковых слов и многозначность слов).

Профессиональное мастерство экскурсовода Требования к экскурсоводу определялись «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации» , утверждённой в 1977 г. Среди них Ø Склонность к участию в культурно-воспитательной работе Ø Понимания значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания Ø Наличие хорошей лекции Ø Непрерывное пополнение совершенствование своих знаний Ø Чувство нового, инициатива и творческий поиск в работе Ø Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения Ø Воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами Ø Владение методикой проведения экскурсий Ø Любовь к своей профессии. Ø Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: Ø Собрать необходимый фактический материал Ø Изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определённую тему Ø Составить методическую разработку Ø Применять методические приемы на практике Ø Использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода» Ø Участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Жесты и мимика неразрывно связаны с движением мыслей и чувств оратора. Они возникают как бы сами собой, исходя из содержания речи, ее эмоционального накала. Ритмические согласованные с интонацией, ударениями и паузами, жесты помогают сосредоточить внимание аудитории на тех или иных «ударных» частях выступления, выразить эмоциональное отношение оратора к высказываемым мыслям, заразить аудиторию этим отношением. Жест экскурсовода вызывает аналогичные скрытые движения у слушателей, настраивая их соответствующим образом. Ø В теории ораторского искусства существуют достаточно глубоко разработанные классификации жестов, используемых выступающими. Выделяются жесты ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические и др. В экскурсионной практике нужно уметь пользоваться в первую очередь жестами указательными, реконструирующими и побудительными. Ø

Подготовка и повышение квалификации экскурсовода. Этапы становления экскурсовода: Ø формирование склонностей; Ø овладение суммой знаний в этой области – во время учебы в ВУЗе; Ø изучение методики подготовки и проведение экскурсии; овладение практическими навыками; Ø закрепление знаний и совершенствования мастерства в ходе повседневной практики, во время работы в качестве экскурсовода.

Список основной литературы Ø Ø Емельянов Б. В. «Основы экскурсоведения» - Москва, 1981 г. Емельянов Б. В. «Профессиональное мастерство экскурсовода» Ердавлетов С. Р. «Казахстан туристский» - Кайнар, 1989 г. Омельченко Б. Ф. «Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых» - Москва: Наука, 1991 г.

Дополнительная литература Ø Ø Ø Ø Агапов П. , Кадырбаев М. Сокровища древнего Казахстана. Памятники материальной культуры. – Алма-Ата: Жалын, 1979 г. Акишев К. А. Курган-Иссык: искусство саков Казахстана. – Алма-Ата: Искусство, 1978 г. Курлат Ф. Л. и др. Экскурсии по памятникам истории и культуры. В кн. : Вопросы массовой научно-просветительской работы. Труды НИИ культуры. – М. , 1972 г. Митропольская Т. Б. Из истории семиреченского казачества. - Алма-Ата: Адилет, 1997 г. Максимова А. Г. , Ермолаева А. С. , Марьяшев А. Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. – Алма-Ата: Онер, 1985 г. Маляр И. И. – Алма-Ата. Путеводитель. – М. : Планета, 1990 г. Методические рекомендации по использованию путевой информации в экскурсиях и путешествиях. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1978 г. Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях. – М. , 1980 г. Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1986 г. Методические рекомендации по подготовке и проведению экскурсии на исторические темы. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Методические рекомендации по применению технических средств пропаганда в экскурсионной работе. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1977 г. Методические рекомендации по проведению краеведческих экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1973 г. Методические рекомендации по проведению природоведческих экскурсий. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1973 г. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы. – М. , 1984 г. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1986 г.

Ø Ø Ø Ø Ø Ø Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Наглядность в экскурсии. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1976 г. О дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1974 г. Организация и методика экскурсионной работы. Под ред. А. В. Даринского. – Л. , 1983 г. Особенности и средства показа на экскурсии. – М. , 1980 г. Особенности показа и рассказа на экскурсии. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ «Турист» , 1980 г. Памятники истории и культуры Казахстана. Сборник. Вып. 2, 3. – Алма-Ата: Казахстан, 1986, 1988 г. Пасечный П. С. , Емельянов Б. В. Экскурсия. – М. : Знание, 1972 г. Популярная художественная энциклопедия. – М. : Советская энциклопедия, 1986. Книги I, III. Природа Казахстана. – Алма-Ата, 1978 г. Прогрессивные психологические процессы и методы обслуживания в туризме и экскурсиях. – М. , 1988 г. Родин А. Ф. , Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. – М. : Просвещение, 1974 г. Сарсекеев М. Каныш ели. Родина Сатпаева. – Алматы: Жибек-Жолы, 1999 г. Головин Б. Н. Основы культуры речи. Учебник для студентов вузов. - М. : Высшая школа, 1988 г. Джусупбеков С. Город Верный. – Алма-Ата: Казахстан, 1980 г. Дублицкий Н. , Степанова В. Путешествие по Казахстану. – М. , 1976 г. Дькова Р. А. , Емельянова Б. В. , Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 1985 г. Дьякова Р. А. История экскурсионного дела в СССР. – М. : Турист, 1981 г. Емельянов Б. В. Методика подготовки и провидения экскурсии. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1980 г. Емельянов Б. В. Организация экскурсионного обслуживания местного населения. Материалы совещания. – М. , 1974 г. Емельянов Б. В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. Учебное пособие. – М. , 1989 г.

Ø Ø Ø Ø Ø История Казахской ССР в пяти томах. – Алма-Ата: Наука, 1977 г. Кадырбаев М. К. , Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Каратау. – Алма-Ата, 1977 г. Каратаев М. М. Кочевники. Эстетика: Познание традиционным казахским искусством. – Алматы: Гылым, 1993 г. Квартальнов В. А. , Сенин В. С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. – М. , 1987 г. Кляшторный С. Г. , Султанов Т. И. Казахстан: летопись трех тысячилетии. – Алма-Ата: Руан, 1992 г. Соколовский Ю. Е. Пути активизации познавательной деятельности на экскурсиях. Автореферат диссертации канд. пед. Наук – М. , 1968 г. Туризм и экскурсии. Справочный материал. Сост. П. С. Пасечный. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1977 г. Филиппов В. А. Заповедные сокровища природы Алтая. – Алма-Ата, 1986 г. Хобенко В. Г. Подготовка и повышение квалификации экскурсоводов. – М. : Профиздат, 1988 г. Чигаркин А. В. Памятники природы Казахстана. – Алма-Ата, 1980 г. Экскурсии по архитектуре. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1975 г. Экскурсионный вестник. Книга 1. – М. , 1912 г. Экскурсия как педагогический процесс. – М. , 1983 г. Элементы педагогики в экскурсионной работе. Методические рекомендации. Сост. А. Е. Иванов и др. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г. Организация и формы контроля за работой экскурсовода. Методические рекомендации. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г. Эстетическое воспитание на экскурсиях. – М. , 1986 г. Поздеев А. Г. Горные тропы. Алматы: Справочник, 1998 г. Ильина Е. И. Основы туристской деятельности. – М. , 1992 г.

Ø Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание населения. Учебное пособие. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1983 г. Ø Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание на транспортных маршрутах. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1982 г. Ø Ердавлетов С. Р. Достопримечательные места Казахстана. – Алма-Ата, 1988 г. Ø Использование памятников истории и культуры в экскурсиях. Сост. Б. В. Емельянов. – М. : ЦРИБ “Турист”, 1976 г.

В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе.

К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».

Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской учительской школы в Тифлисе - Николай Петрович Захаров. Важным средством обучения он считал экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на уроках. Он знакомил своих учеников на экскурсиях с природой Кавказа, его историей и культурой. Экскурсии совершались обычно всей школой пешком. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные предметы и явления, учились описывать их, составлять геологические и ботанические коллекции. Н.П.Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение 9 марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные экскурсии. На всех русских железных дорогах для групп экскурсантов устанавливался удешевлённый проезд в вагонах 3 класса, а воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50 км. предоставлялся бесплатный проезд. В последующие годы условия этого специального тарифа для учащихся, совершавших групповые экскурсии, несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов.

В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:

Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.

Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.

Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

Экскурсии на фабрики и заводы чаще всего проводились для учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.

Художественно-географические и этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.

Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой войны и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались без рабочих рук.

Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с тем, что городские школьники совершенно не знали деревню, сельским столь же мало известно было о городе. Это и определило появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью села городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали поля, крестьянский труд и быт, природу, деревенским детям - вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы, фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим на экскурсии поручалось сделать доклады об увиденном.

Экскурсии отдыха и развлечений представляли собой коллективный отдых класса или всей школы на природе.

Приведённая экскурсионная классификация - это первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

С 1915-1917 г.г. при пересмотре учебных планов и программ была подписана новая программа для высших начальных школ, в которой указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

С развитием экскурсионного дела рос и интерес к освоению методов экскурсионной работы. Однако отсутствие единого методического экскурсионного центра в России не позволило создать какой-либо системы подготовки руководителей ученических экскурсий. Советы по организации и проведению экскурсий можно было почерпнуть из журналов, выходивших в различных губерниях России.

Но все эти литературные источники не могли полностью заменить специальной учёбы под руководством опытных теоретиков и практиков экскурсионного дела, поэтому немногочисленные курсы по подготовке руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали большой интерес учительской среды. Курсы были платными. В их программу входили лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена развитием буржуазных отношений в России. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно-промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии - бесплатные «воскресные объяснения коллекций».

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов и распространившее свое влияние на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение всех видов туризма, содействие физическим упражнениям, имеющим отношение к туризму, а также осуществление научных исследований в области географии, истории, этнографии, естествознания. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии. Позднее РОТ усилило свою деятельность в развитии путешествий с образовательными целями. В основном РОТ было популярно в аристократических кругах.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географы Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский и другие ученые-энтузиасты. Общество издавало журнал «Ежегодник Русского горного общества», в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало «Кавказское горное общество». Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

Еще в 1896 г. Министерство просвещения России высказало положительное отношение к «дальним поездкам учащихся», а в 1902 г. оно издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам-экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий-путеводителей «Спутник экскурсанта» для проведения учебных экскурсий-прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация «Экскурсии по России», в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал «Русский турист». В 1914-1916 гг. выходили журналы «Экскурсионный вестник» (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, «Русский экскурсант» (Ярославль), «Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе».

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906-1916 гг.). Наряду с увеличением числа путешествий и экскурсий и расширением их географии, наблюдается заметное увеличение числа экскурсантов, интересующихся осмотром частных собраний произведений искусства известных художников и скульпторов, геологических коллекций. Как самостоятельный вид формируется городская экскурсия. На городских экскурсиях группы экскурсантов знакомились с памятниками и архитектурными сооружениями городов, прежде всего Москвы.

Подводя итоги дореволюционного периода развития экскурсионного дела в России, можно отметить следующее.

До 1907 г. экскурсионное дело развивалось главным образом как метод обучения и проведения сначала учебно-программных, музейных а затем внемузейных и дальних экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились первые экскурсионные организации и началась научная разработка теории экскурсионного дела в России.

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века, она не получила широкого распространения и не стала общедоступной, другими словами, не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил всей политической и культурно-просветительной работой среди взрослых, в том числе и экскурсионной: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела - московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская - познавательному.

Уже в первые годы Советской власти экскурсии стали не только способом проведения досуга людей, но и средством развития общественной активности и идеологического воспитания человека. Другими словами, с момента своего возникновения советские экскурсии были связаны с пропагандой социалистического строя и социалистического строительства. С 1924 г. появились первые экскурсии, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Первостепенное значение придавалось производственным экскурсиям, которые рассматривались не только как метод общественно-политического и трудового воспитания, но и как средство обмена передовым опытом. Экскурсии проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессий, культурных запросов экскурсантов. Популярными стали экскурсии на новостройки страны - Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города.

В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие и другая тематика экскурсий, в частности литературная и производственная.

Подводя итоги советской эпохи в развитии экскурсионного дела, следует отметить, что 1970 - 80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. Большое внимание уделялось организации и поддержанию учреждений, в том числе и научных, занимающихся вопросами экскурсионного обслуживания. Наконец, в тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Если раньше существовали крупные специализированные экскурсионные учреждения-бюро путешествий и экскурсий (бюро международного молодежного туризма «Спутник», бюро «Интурист», городские экскурсионные бюро), то после падения советской власти состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы. Во-вторых, с развалом советской идеологии экскурсия перестала быть средством пропаганды коммунистических идеалов. Стала неактуальной историко-революционная и советская тематика экскурсий, составлявшая значительную долю всей экскурсионной тематики в прежние годы. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

Наконец, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии. Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах. Дальнейший процесс тормозится в основном ростом цен на услуги, главным образом транспортные.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне /2/.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, предмет и виды экскурсионной методики. Основная методика подготовки экскурсии. Общие критерии экскурсионного объекта. Характеристика методических приемов показа и рассказа. Способы составления индивидуальных текстов. Техника ведения экскурсии.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Туризм - метод познания окружающей действительности, способ повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсионных ресурсов. Критерии оценки культурных и рекреационных комплексов.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Основные аспекты экскурсионного дела. Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении. Технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута. Функция контроля на всех этапах разработки. Необходимые сведения и документация для создания экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2011

    Понятие об информационных технологиях, их влияние на развитие социально-культурного сервиса и туризма. Основные области применения: туроператорами, в бюро путешествий, гостиницах, системах бронирования, администрировании, ведении учетных записей гостей.

    реферат , добавлен 19.01.2011

    Культурно-просветительная работа среди населения. Технология подготовки новой экскурсии. Значение новой экскурсии как фактор профессионального роста экскурсовода. Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение цели и задач экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    Информационные технологии: основные понятия и сущность. Влияние информационных технологий на современное развитие туризма. Современные информационные технологии в индустрии гостеприимства. Использование средств коммуникации и связи в гостинице "Русотель".

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Джипинг как вид экстремального экскурсионного туризма. Методика разработки экскурсионных маршрутов на примере деятельности экскурсионной фирмы "Элита". Разработка экстремального вида экскурсии "Дедеркойское ущелье – уникальный памятник природы".

    дипломная работа , добавлен 11.09.2009

    История развития экскурсионного дела в России. Экскурсоведение как наука. Индивидуальный текст экскурсии. Разработка обзорной экскурсии по городу Благовещенску "Архитектурное наследие Благовещенска". Социально-экономическая значимость экскурсии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2013

Новое на сайте

>

Самое популярное